опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Магнит творит чудеса»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аристархова Наталья Викторовна

Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, расширять и систематизировать знания детей о магните.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity_eksp.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

 «Магнит творит чудеса»

Конспект составила:

Воспитатель подготовительной  группы № 8

Сидорова Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2017

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, расширять и систематизировать знания детей о магните.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить через какие материалы воздействует магнит;

- Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

- Активизировать речевую активность детей.

Развивающие:

- Развитие познавательной  активности, инициативности  детей, любознательности при проведении опытов; умение делать выводы;

- Развитие коммуникативности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции  своих действий.

Воспитательные:

- Воспитывать  доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим;

- Способствовать развитию положительных эмоций.

Предварительная работа:
Беседы «Подземная кладовая», «Из чего делают железо?»;
Чтение сказок П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огнивушка -поскакушка»;
Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Геометрическая мозаика» и т.п.
Оборудование и материалы: мелкие металлические, пластмассовые предметы; картон, лист бумаги, стаканы с водой и крупой, подковообразный и плоский  магнит.

Ход  деятельности

Воспитатель:  Ребята, сегодня на почту детского сада  пришло видеописьмо, посмотрим его? (смотрят)

Слайд № 1, 2

Нолик: «Здравствуйте ребята! Сегодня я нашел странный камень и он притягивает к себе всё железное! Вы незнаете, что это может быть?»

Дети: Ответы детей

Слайд №3

Нолик: «А зачем он нужен и чем он так полезен?» (Дети отвечают)

Слайд № 4,5,6,7,8

Воспитатель: Магниты – это предмет который притягивает железо и занимает важную часть нашей повседневной жизни. Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства используемые нами в повседневной жизни, так или иначе включают в себя магниты — мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и медицинские  приборы, научно-исследовательское оборудование, подъем автомобилей, судов, и многие другие области — невозможно представить себе эти процессы без участия магнитов.  

Слайд № 9

Нолик: «Ух, ты, как интересно!! А что еще вы можете мне рассказать о магните?  

Воспитатель: Ребята, поможем Нолику  узнать побольше о магните? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю   отправиться в нашу лабораторию и провести исследования.   Но для того чтобы попасть  в нее, что нужно сначала сделать?  

Дети: (одеть халаты, шапочки )

 Воспитатель: Правильно! Давайте  оденем  халаты, шапочки.  Для чего мы одеваем специальную одежду?

Дети: в лаборатории очень чисто и стерильно,  

Воспитатель: Ребята, вы знаете,  как правильно себя вести в лаборатории во время работы?

Дети: (ответы детей):

-Внимательно слушать инструкции;

- четко выполнять указания;

- быть наблюдательным;

- аккуратно работать с вещами и оборудованием;

Воспитатель: Теперь мы можем приступить к исследованию. Возьмите в руки  магнит, какой он на ощупь? (Рассматривая магнит стоя)

 Дети: (холодный, тяжелый, гладкий, твердый, железный)

Воспитатель: Ребята, Нолик  сказал что магнит притягивает к себе все железное, давайте проверим, так ли это?  Прошу вас занять рабочие места.  (Дети садятся за столы).

Опыт № 1 «Всё ли притягивает магнит?»

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

Материалы: предметы из дерева, металлов, бумаги, ткань; магнит.

Воспитатель:  Перед вами находится  группа предметов, (бумага, дерево, камни, ткань, болтики, скрепки).   Выберите  только  те предметы, которые притягивает  магнит.  

(Дети  делят все предметы на две группы: металлические и не металлические,  определяя, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, а  металлические предметы притягиваются к магниту.)

Воспитатель: Что вы узнали в ходе эксперимента?

Дети: Магниты обладают способностью притягивать предметы только  из железа,  а другие предметы они не притягивают.

Воспитатель: Нолик оказался прав! Магнит притягивает всё металлическое, это называется магнитной силой.

Слайд № 12

Нолик: Странно…. а у меня не все стороны магнита притягиваются друг к другу…

Опыт № 2  «Магнитные полюса»

Воспитатель: Ребята, Нолик снова просит нас о помощи.  

Давайте проверим,  какие стороны магнита притягиваются друг к другу, а какие отталкиваются.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Когда соединяем одинаковые стороны (полюса), магниты отталкиваются друг от друга, а когда соединяем разные стороны (полюса) магниты притягиваются.

 

Воспитатель:  Вот видишь Нолик, не все стороны магнита притягиваются друг к другу.

Слайд № 13

Нолик: ОГО!! Ничего себе, здорово!!!

Слайд № 14

Нолик: ОЙ!! Ребята, я случайно уронил скрепку в стакан с водой, а как ее теперь достать и поможет ли нам магнит в этом?

Опыт № 3 «Как достать скрепку из воды?»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Стаканчики  с водой,  скрепки, магнит.

Воспитатель:  У Нолика случилась неприятность, поможем ему? Проходите к рабочим местам.   Ребята, как помочь Нолику  достать скрепки из воды? (дети пробуют достать)

 После того как детям удается вытащить скрепку из воды  с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы через   воду.

Вывод:  Магнит сохраняет свои свойства в воде. Вода не мешает действию магнита.

Слайд №15

Нолик: УХ, ты!!! Вот это да!!! А из крупы  достать можно??

Опыт № 4 «Как достать болтики  из крупы?»

 Ребята достают железные предметы из крупы.

Вывод:  Крупа  не мешает действию магнита.

Слайд №16

Нолик: Класс!!!

Воспитатель: Устали? Я предлагаю вам  немножко отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Слайд № 17

Нолик:  Ребята, как вы думаете,  какой магнит сильнее большой или маленький?

Опыт № 5 «Сила магнитов»

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.

Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.

Воспитатель:  Ребята, какой же магнит сильнее?

Перед вами лежат магниты разного размера и скрепки. Давайте проверим.

Дети делятся на пары и ходе эксперимента  определяют, какой из магнитов сильнее.

Сколько притянул большой магнит? (Ответы детей)

Сколько притянул маленький магнит? (Ответы детей)

Какой магнит притянул скрепок  больше? (большой магнит)

Значит, какой из магнитов сильнее?

 Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Чем больше магнит, тем больше сила притяжения.

 Дети убирают рабочее место. 

Слайд №18   

Нолик: Я так и думал!! Чем больше магнит, тем он сильнее!! Это как в космосе действует сила притяжения.

Воспитатель:  В нашей галактике очень большое  магнитное поле.  Большое  скопление созвездий называется  «млечный путь», а когда на звезды и планеты попадает солнечный ветер, они начинают светиться,  а мы, с нашей планеты, наблюдаем звездное небо. А вы хотите создать свои созвездия и дать им названия? Тогда проходим к рабочим местам.

Опыт № 6 «Магнит рисует Млечный путь»

Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги .

Высыпаем опилки на основу, имитирующие Млечный путь. Каждая  отдельная стружка это звездочка.  С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Металлическая стружка, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила. А с нашей планеты Земля мы наблюдаем красивое звездное небо, вот посмотрите:

 (показ видео млечный путь)

Воспитатель: Вот вы и создали свои собственные созвездия, а какое имя вы дали своему созвездию? (ответы)

Слайд № 19

Нолик: Вы такие умные, находчивые, любознательные ребята!!! Столько всего мне рассказали и показали  о магните, пойду Симке расскажу!!

Воспитатель: Подожди, Нолик, ты все хорошо запомнил?

 Давай  повторим вместе с ребятами  еще раз:

 - магнит притягивает металлические  предметы

- если соединить магниты между собой разными сторонами, то  магниты притягиваются, а если  соединить магниты между собой одинаковыми  сторонами, то  магниты отталкиваются друг от друга;

- магнит действует на металл через воду,  крупу.

- форма и размер магнита влияет на его силу: Сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок.

Слайд № 20, 21

Нолик: Спасибо большое ребята! Вы многому меня научили, рассказали о магните, его свойствах.  Мне очень понравилось, но мне пора спешить, до новых встреч, друзья!

Дети прощаются с Ноликом.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Что нового вы узнали о свойствах магнита?  А что вам  больше всего понравилось? (ответы детей).

 Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень постарались, были как настоящие ученые – исследователи в лаборатории, помогли Нолику, я вами очень горжусь! Мы хорошо потрудились и нам пора попрощаться с гостями.

Дети снимают халаты и шапочки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе «Лаборатория чудес» по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Воспитатель: Бирюкова М.М.Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и магнетизм»

развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Конспект Организации и проведения учебно-познавательной деятельности в подготовительной группе "Магнит и его удивительные свойства"

laquo;Магнит и его удивительные свойства»Цель –  расширение знаний детей о свойствах магнита через проведение опытов....