Проект по созданию сенсорного центра в группе детского сада
проект (средняя группа) на тему

Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всесторонее развитие детей по таким направлениям как физическокое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека,  который имеет огромное значение для развития и становления  личности.  Это период, когда,  бурно и стремительно идет сенсорное развитие как основа познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи),  формируются основы личности,  развивается эмоциональная сфера. Современные ФГОС и уровень информации требуют  все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.  Сенсорный центр является важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с  детьми, имеющими   проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ОВЗ.  Наличие сенсорного центра в нашем учреждении является необходимой  инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольников  для оказания им всесторонней  помощи. 

Адекватность и полноценность функционирования центра  должны базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование в соответствие с требованиями к условиям реализации ФГОС в ДОУ.

Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всестороннее развитие детей по таким направлениям, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ведь само пребывание в сенсорном центре уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению  сил и работоспособности. Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Проблема

Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой для детей и подростков. Тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, что приводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях типа тиков, расторможенности и др.). Сниженный волевой самоконтроль является типичной проблемой для импульсивно-гиперактивной группы детей, являясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, возникновению девиантного поведения и, в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами. Помимо рекомендаций общего психогигиенического характера, обучения детей навыкам социального поведения, направлениям на консультацию к невропатологу или детскому психиатру часто встает необходимость в обучении детей навыкам психомышечной саморегуляции. Психомышечная релаксация (аутотренинг) - специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, создающий снятие стресса путем глубокого мышечного расслабления, изменения функционального состояния нервной системы. К достоинствам этого метода можно отнести глубокий и стойкий эффект при внешней поверхностности уровня психологической проработки, возможность использования базового навыка релаксации для многих целей: снятие фобических реакций на жизненные ситуации, лучший контроль импульсивности, психопрофилактика вегето-сосудистой дистонии и психосоматических расстройств. В этом направлении существуют многочисленные разработки, доказавшие свою полезность. Эффективность аутотренинга при коррекции тревожно-депрессивных состояний и переутомлений оценивается как достигающая 80% успешности. Чрезвычайно целесообразно также проведение занятий по обучению психомышечной саморегуляции в условиях специального сенсорного центра. В настоящее время многие детские учреждения используют в своей работе сенсорные центры или комнаты психологической разгрузки.

Идея проекта

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: воспитанники, родители, педагоги.

Создание комнаты релаксации носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Проект имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. В основе практической деятельности лежит создание сенсорного центра. Местом реализации данного проекта является МБДОУ № 49 «Росинка». Учитывая специфику нашего учреждения наличие такого центра в учреждении необходимо.

Цель: Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 Задачи:  

  • создать и оформить сенсорную комнату в детском саду;
  • разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного  процесса в условиях сенсорной комнаты;
  • познакомить педагогов и родителей с  работой сенсорной комнаты;
  • развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;
  • развивать психические процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа: воспитанники, педагоги, родители.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный

  • изучение нормативно-правовой базы,  методической литературы по созданию в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды для различных категорий детей;  
  • совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы с родителями. 

II  этап: основной

  • создание и оборудование сенсорной комнаты;
  • разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты;
  • совершенствование форм работы с родителями.

III этап: итоговый

  • отчет о реализации проекта;
  • мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
  • оформление материалов проекта.

Формы работы:

  • Индивидуальная работа.
  • Подгрупповая работа.

Методы работы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией.
  • Психогимнастика.
  • Элементы психодраммы.
  • Игры на развитие навыков общения.
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
  • Ролевые игры.
  • Релаксация.
  • Формы организации коррекционно-развивающих занятий
  • Индивидуальная работа.
  • Групповая работа.
  • Стимуляция тактильных ощущений.

Содержание:

Занятие №1 «Найди»

Используемое оборудование: бассейн из речных камней. Цель: развитие пространственного восприятия и ощущений, внимания, тактильной ориентировки, снятие мышечного напряжения.

 Ход упражнения: ребенку предлагается найти в бассейне предмет, который отличается от других (предмет может быть больше, мягче остальных).

 Занятие №2 «Кто больше»

 Используемое оборудование: бассейн из речных камней.  Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук.

Ход упражнения: ребенку предлагается: набрать и удержать в руках как мож- но больше шариков; собрать только шарики определенного цвета.

Занятие №3 «Сачок»

Используемое оборудование: сухой бассейн, большой сачок. Цель: развитие цветовосприятия и зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: ребенку предлагается поймать сачком зеленые (желтые, красные, синие) шарики из бассейна.

Занятие №4 «Мысленная картина»

Используемое оборудование: панно «Звездное небо» либо другая тактильная панель.

Цель: создание положительного эмоционального фона, тренировка зрительной памяти.

Ход упражнения: Ребенка просят посмотреть на колонну (позже на панель), закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Затем идет обсуждение, удалось ли удержать увиденное в памяти с закрытыми глазами.

Занятие №5 «Обследование» 

Используемое оборудование: световое сенсорное панно «Звездное небо».

Цель: обучение обследованию объектов, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения.

 Ход упражнения: Педагог показывает ребенку сенсорное панно «Звездное небо» и показывает ему все, что на нем находится. При этом он знакомит ребенка с качеством текстур объектов на панно. Затем предлагает ему пофантазировать и «совершить путешествие» по городским улицам, рассказывая о том, что встречается на пути. Педагог рассказывает, как нужно обследовать объекты: сначала одним пальчиком, затем — ладонью, потом пальчиками другой руки и т. д. При обследовании объектов педагог называет их свойства.

Занятие №6 «Цветной водопад» 

Используемое оборудование: магнитофон, сухой душ.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета, создание положительного эмоционального фона, умение выражать словами свои ощущения.

Ход упражнения: Педагог говорит, с какой стороны ребенку проходить под водопадом. Спрашивает: «Какого цвета струйки воды?» Выходя из-под водопада, ребенок делится своими ощущениями, рассказывает, что он чувствовал под струйками воды.

 

Занятие №7 «Буря»

Используемое оборудование: магнитофон, сухой душ.

Цель: снятие мышечного напряжения, гимнастика органов дыхания.

Ход упражнения: Ребенку предлагается «сделать» бурю, набрать воздух через нос и с силой выдохнуть на сухой душ, первый раз педагог должен показать ребенку, как правильно выполнить задание. Упражнение повторять 3 раза.

Занятие №8 «Ручками, ножками» 

Используемое оборудование: сенсорные тропы.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, координации движений.

Ход упражнения: Ребенку предлагается пройти по тропинке, следя сначала за тем, чтобы каждая рука побывала на каждой части тропы, затем за каждой но- гой, и за руками и ногами вместе. Желательно, чтобы ребенок в итоге смог пройти тропинку, руками и ногами наступив на каждую часть тропы.

Занятие №9 «Сокровища» 

Используемое оборудование: кинетический песок.

Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания, воображения.

 Ход упражнения: Педагог закапывает в песочнице один, пять или много камушков-сокровищ и предлагает ребенку их найти.

Занятие №10 «Мина»

Используемое оборудование: кинетический песок.

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности, внимания, осторожность.

Ход упражнения: Педагог показывает ребенку игрушку – «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках среди других игрушек на поверхности песка появилась ее часть, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте.

Способы организации проекта:

  • развитие сенсорно-моторных навыков;
  • релаксация.

Ресурсное обеспечение

1) М.В.Янчук «Игротренинги с использованием сенсорных модулей».

2) ООО «МисэН» Фантастический мир «Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате».

3) Е.В.Ольшанская «Занятия с дошкольниками».

4) Medical-Group «Примеры проведения занятий в сенсорной комнате».

 5) Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 1999.

6) С.М.Мартынов «Здоровье ребенка в ваших руках». — М.: Просвещение, 1991.

 7) Г.Б.Монина, Н.В.Раннала. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.

 8) Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.

 9) Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей/Под ред. Л.Б.Баряевой. — СПб.: 2008.

Ожидаемый результат

Данный центр даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.