Проект "Волшебный песок"
проект на тему

Тарасова Анна Николаевна

Игры в песок захватывают, очень часто не только дети, но и взрослые присоединяются к игре, руки сами начинают пересыпать песок, строить горы, замки. А если к игре добавить миниатюрные фигурки, тогда появляется целый мир, разыгрываются различные жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. Создавая свой мир на песке, чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое.  На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. И мы видим если в «песочной стране» все спокойно, то и на душе у ребенка все спокойно.

Также при помощи игр в песок можно интенсивно и гармонично развивать познавательные процессы, интеллектуальные способности, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnyy_pesok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Актуальность проекта

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала!
Простейший ящик из стола
Покрасим голубой мы краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой!

Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,                          
Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

В дошкольном возрасте дети активно занимаются исследованием окружающего мира – самообучением. Очень часто их привлекает то, что является не безопасным и взрослые начинают ограничивать действия ребенка. Но наряду с запретами должно быть место, где ребенок может быть самим собой, где сможет реализовать свои потребности и желания - создавать, фантазировать, мечтать. Также детям дошкольного возраста бывает очень трудно выразить свои мысли, переживания, страхи, которые зарождаются внутри, т. к. вербальный аппарат недостаточно развит, и это может привести к психосоматическим заболеваниям: срывам, нервозам, замыканиям в себе.

Но, что же, делать, чтобы из ребенка выросла творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, опираться на себя и верить в свои силы.

Большую популярность сейчас получило такое направление как песочная терапия. Песок – необыкновенно приятный на ощупь, загадочный материал. Он обладает способностью притягивать как магнит, завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким  и ускользающим, а при добавлении воды темнеть и приобретать качества земли – становиться плотным и пластичным.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Они насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что обогащает эмоциональный опыт ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду, по мнению многих ученных поглощает негативную психическую энергию и «заземлять» её. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Поэтому такие игры можно плодотворно использование не только в развивающих и обучающих занятиях, но и для профилактики и коррекции психологического состояния ребенка.

Специалисты утверждаю, что играя с песком, у человека открывается подсознание, и он постепенно входит в легкое медитативное состояние, что позволяет, по настоящему, расслабится, успокоится и отдохнуть.

Игры в песок захватывают, очень часто не только дети, но и взрослые присоединяются к игре, руки сами начинают пересыпать песок, строить горы, замки. А если к игре добавить миниатюрные фигурки, тогда появляется целый мир, разыгрываются различные жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. Создавая свой мир на песке, чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое.  На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. И мы видим если в «песочной стране» все спокойно, то и на душе у ребенка все спокойно.

Также при помощи игр в песок можно интенсивно и гармонично развивать познавательные процессы, интеллектуальные способности, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 1 сентября 2015 года – 15 июнь 2016 года

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители дошкольников

Цель проекта:  Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта:

  • Развивать свободную и творческую личность ребенка.
  • Расширить знания  в доступной и интересной форме познать свойства и  качества природных материалов.
  • Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, самостоятельности, тактильной чувствительности, мелкой моторики, познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения).
  • Совершенствование умений и навыков общения, бесконфликтного взаимодействия.
  • Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.

Нужно учитывать некоторые условия работы в песке:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Материал и оборудование: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек, природный материал (шишки, камушки, палочки)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, в результате  «проигрывании» разнообразных жизненных ситуации и составлении композиций на песке способствуют снятию тревожности, агрессии, стабилизация эмоционального состояния детей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешной социализации;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки; самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Реализация проекта

Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Составление плана реализации проекта

Создание и привлечение родителей к изготовлению и сбору необходимого оборудования,  пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

Разрабатывание занятий

Привлечение  родителей к сбору и изготовлению  материала по песочной игротерапии.

Изготовление песочницы, подбор миниатюрных игрушек

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Информационный проспект «Исцеляющие руки»

Стенд «Песочная страна – страна  чудес»

Картотекой «Игры с песком»

Основной

Просветительская работа с родителями

- Педагогическая гостиная «Песочная страна – страна чудес»

- Консультация для родителей «Исцеляющие руки»

- Информационный проспект «Исцеляющие руки»

- Знакомство с картотекой «Игры с песком»

Просветительская работа с педагогами

- Семинар «Истрия возникновения создания песочной терапии»

- Консультация «Песочная терапия»

- Семинар «Игры с песком в развитии детей»

- Памятка для воспитателей «Здравствуй, песок»

- Знакомство с картотекой «Игры с песком»

- Информационный проспект «Исцеляющие руки»

- Методические  рекомендации о работе с песочницей

С детьми

Экспериментирование «Свойства песка»

Система коррекционно-развивающих занятий.

Самостоятельная  и совместная игровая деятельность детей (конструирование из песка; рисование на песке; экспериментирование; составление узоров на песке; создание песочных композиции)

Заключительный

Подведение итога и анализ результата проекта.

Оформление фотовыставки

«Мы играем с песком»

Выступление на РМО на базе Юрьевского детского сада

«Песочная терапия»

Оформление стенда

«Песочная страна – страна  чудес»;

Проведение семейного конкурса

«Песочные фантазии»

Участие в конкурсах

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» Дипломант

Номинация: «Стенгазета»

Работа «Песочная страна – страна чудес»

Публикация и распространение наработанного материала

Образовательный портал «Продленка»: «Игры с песком в развитии детей»

На собственном персональном сайте


Литература

  1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование -  июнь №12 2006
  2. Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52           
  3. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
  4. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
  5. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
  6. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
  7. Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
  8. .Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко//Дошкольная педагогика.-2004.№5.
  9. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии / авт.-сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
  10. Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
  11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.