экологический проект
методическая разработка на тему

Волгина Анастасия Валерьевна

экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система деятельности педагога по обеспечению достижений новых образовательных результатов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями.

Содержание:

1.Система деятельности педагога по обеспечению достижений новых образовательных результатов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями.

2.  Экологические акции

3.  Экологические проекты

4. Детские исследовательские проекты

5. Совместные мероприятия дошкольников и родителей

6. Родительские собрания

7. Рекомендации родителям по экологическому воспитанию

8.  Памятки для родителей и детей по экологическому воспитанию

9. Консультации для родителей по экологическому воспитанию

10. Анкеты для родителей

11.Игры с детьми по экологии

12.Список литературы

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский.

Актуальность

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы, тем самым поставили под угрозу выживание человечества. Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности, а это значит, что начинать экологическое воспитание детей нужно в дошкольном возрасте и в определённой среде, где ребёнок наблюдает за явлениями и событиями в природе, где ему помогают понять взаимосвязи в природе, где он может задавать вопросы  и получать на них ответы. Одним из таких мест является дошкольное образовательное учреждение.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т.В. Потапова предлагает несколько иной подход: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращения с ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, как дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.

Поэтому в своей работе я использую самую близкую, значимую для ребёнка среду - это  его семью! В семейной  среде  ребенок, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Я считаю, что наиболее эффективно нравственное воспитание и  формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Изучив предыдущий опыт педагогов в воспитании у дошкольников экологической грамотности, пробуя различные технологии я пришла к выводу, что теоретических материалов по привлечению родителей к образовательному процессу в воспитании экологичекого самосознания  множество, но практического действительно эффективного материала недостаточно. Исходя из всего выше сказанного мною  был создан проект по экологическому воспитаню детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями.

Цель проекта: 

Повысить уровень экологического сознания и экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями.

Задачи проекта: 

1. Создание условий в группе  и благоприятной окружающей среды на уличном участке  для формирования экологических знаний, как у воспитанников, так и у родителей.

2. Повысить уровень экологической культуры и информированности у родителей и детей по проблеме рационального обращения с природными ресурсами.

3. Приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.

При создании проекта учитывались педагогические принципы:

- возрастные особенности детей

- доступность для понимания, как детям, так и взрослым

- наглядность

- сезонность

- последовательность

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги и специалисты работающие с данной группой детей.

Направления работы:

     Информационное

- Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместной деятельности с детьми, в процессе оформления среды: живого уголка и  территории участка детского сада. Родители  проявляют большой интерес к данным об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка; к информации о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды; к правилам поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); к экологии жилища; к выращиванию экологически безопасного урожая; к комнатным, лекарственным, пищевым растениям; к выбору экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; к домашним животным, к их содержанию в доме и значению для ребенка; к развитию ребенка как личности в процессе экологического образования; к информации от самого ребенка о занятиях в детском саду.

Совместная деятельность с детьми:

 совместные акции, экскурсии (сама обстановка заставляла родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задавали вопросы); участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;  совместный уход за растениями; совместное оформление участков и групп.

Привлечение взрослых в уголок природы:  сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологического уголка, экспонатов для музея природы, для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы, выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»); природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек); создание библиотечек.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня экологической культуры родителей (понимание того, что человек является частью природы и потому зависит от неё и биологически и духовно, а значит недостойно быть равнодушным к проблемам экологического характера.

2. Непосредственное участие родителей в экологическом образовании детей, на примере своих собственных поступков.

3. Активное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятиях.

Перспективный         план реализации проекта. 

I этап. Информационный.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Анкетирование родителей с целью выявления знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Май

Воспитатель

2

Подготовка наглядного материала для просвещения родителей, в папки – передвижки. Разработка перспективного плана работы с родителями и воспитанниками.

Май

Воспитатель

II этап. Практический.

1

Акция «Чистая планета»

Май

Воспитатель, родители, дети

2

Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов
«Каким я хочу видеть прогулочный участок в детском саду или около дома».

Июнь – сентябрь

Воспитатель, родители, дети

3

Проведение совместно с родителями праздников, развлечений, выставок на экологическую тему.

Круглый стол

Октябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

4

Создание лаборатории природы в группе: подбор исследовательского материала , развивающих игр, энциклопедий, разработка экологических знаков.

Акция «Отходы в доходы.»

Ноябрь

декабрь

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель,родители,дети

5

Изготовление силами родителей «паспортов» животных, гербария растений Самарского края

Январь

Воспитатель, родители, дети

6

Акция: «Столовая для пернатых»

Февраль

Воспитатель, родители, дети

7

Проект «Огород на окошке»

Март

Воспитатель, родители, дети

8

Акция: «Капелька воды»

Апрель

Воспитатели

9

Проект «Деревья нашего участка»

Май

Воспитатели, родители. дети

III этап. Диагностический

1.

Повторное анкетирование с целью выявления остаточных знании об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

сентябрь

Воспитатель

2.

Диагностика

3.

Систематизация опыта

Система работы

Экологическое  просвещение родителей   в дошкольном возрасте - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе.  Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Работа с родителями  проводилась постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую я предлагала родителям была  лично значимой для них. Следует обратить внимание на то, что работа велась через  совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дала возможность ребенку почувствовать себя «взрослым».

В данном проекте были использованы нетрадиционные формы  привлечения родителей к совместному экологическому воспитанию дошкольников:

-совместная проектная деятельность на тему «Огород на окошке»,  «Деревья нашего участка»;

-моделирование ситуаций,  изготовление макетов прогулочных площадок, и их защита; в акции «Чистая планета»  родители сами готовили мультимедийные презентации по итогам совместного исследования  воды, воздуха;

-были организованы  специальные экспозиции (знаки по правилам поведения в природе, кормушки для птиц);

- по акции «Столовая для пернатых»  были  созданы презентации о птицах;

-по каждой акции были выпущены газеты группы;

- в совместных мероприятиях дети и родители сочиняли сказки на экологическую тематику, искали решения в проблемных ситуациях;

 - исследовательские работы детей, которые в последствии всех мероприятий заинтересовались другими объектами природы.

Результат проекта

Для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников  на момент окончания реализации  проекта   была проведена диагностика, которая выявила успешность привития экологической культуры  дошкольникам и позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по экологии эффективна и дает положительные результаты.

Дети дошкольного возраста становятся более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников формируются система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развивается стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего города. проводимая работа позволила повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах.

Из 100% опрошенных  родителей чётко ответили на вопросы по содержанию экологии и экологического воспитания детей   95%.

Посещение родительских собраний выросло на 50%.

Таким образом, видно, что проводимая работа эффективна. А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.  

Результаты

Начало года

Конец года

В

         13%

В

          33%

С

         62%

С

          67%

Н

         25%

Н

          0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....