Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Завалко Светлана Кимовна

Материал направлен на повышение уровня педагогической компитенции по вопросу сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 72 городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.













Мастер -  класс

 по  проблеме: «Развитие  зрительного  и  обонятельного  анализаторов  у  детей  раннего  возраста»  







                                                   
Подготовила воспитатель
                                                                           Завалко Светлана Кимовна







г.п. Петров Вал
2018 год

Мастер -  класс

 по  проблеме: «Развитие  зрительного  и  обонятельного  анализаторов  у  детей  раннего  возраста»  

Цель: Повышение  уровня  педагогической  компетенции  по  вопросу сенсорного  развития  детей  раннего  возраста.

Задачи:

1.  Методы    и   приемы   различных  видов  восприятия.

2.   Ознакомление с методикой  развития  зрения.

3.Познакомить  педагогов   с  обучающими  пособиями.

4. Вовлечь   педагогов  в  игровое  общение.

Материалы и оборудование:  Кукла, Матрёшка, фонарик, разноцветные круги, пособие «Сенсорная клавиатура», контейнеры от «Киндер сюрпризов» с различными запахами.

        Уважаемые  
коллеги,  для  развития различных видов восприятия  в   раннем детстве, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов. Только действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов.

Сегодня поговорим о развитии зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста.

 

 Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие.

 

 Что позволяет нам увидеть зрение?(На столе стоит 2 игрушки: кукла и матрёшка. Коллегам  предлагается рассказать, что они могут определить при помощи зрения).

1. Цвет. (У куклы платье голубого цвета и т. д.)

 

Важную роль в восприятие ребенком окружающего мира играет цветовое зрение. В возрасте  2—3 лет, дети уже могут иметь зрение, приближающееся к зрению взрослых.

 

2. Величина (кукла больше матрёшки), форма (матрёшка овальной формы), взаимное расположение предметов (матрёшка стоит перед куклой).

 

Определение  перечисленных свойств возможно только благодаря наличию бинокулярного зрения.  Бинокулярное зрение формируется у ребенка к 2 годам, но совершенствуется до 10—12 лет. Благодаря наличию бинокулярного зрения человек определяет объемность предмета, четко судит о том, какой предмет, или его часть, расположен ближе к глазу, а какой — дальше.

 

3.Очень важной зрительной функцией, без которой человек практически беспомощен, даже если у него высокая острота зрения, является  периферическое зрение, или поле зрения.

  Чем хуже периферическое зрение, чем уже его границы, тем труднее и неувереннее передвижение ребёнка.

 
4. Светоощущение. Эта зрительная функция появляется раньше других. Ребёнок рождается со светоощущением.

 

В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению.

 

 Для того чтобы развить зрительное восприятие, укрепить глазодвигательные мышцы, развить зрительно-моторную координацию (согласованное действие руки и глаза, при котором глаз выполняет контролирующую функцию) нужно играть в различные игры.

Предлагаю некоторые из них:

 Игра с фонариком  «Поймай взглядом огонёк».

Для этой игры нужен только фонарик. Расстояние до стены — 2 метра, скорость движения луча первоначально — 50 см за 1 секунду. Амплитуду движений фонарика можно увеличивать  от игры к игре. Если вы показываете движение луча в одну сторону, то это же движение показывайте в противоположную сторону. Во время игры можно неожиданно осветить какой-либо предмет (настенные часы, картину и т.д.) - рассмотрите его при необычном освещении. «Потеряйте» его и снова найдите. Очень полезно следить за движением луча по потолку лёжа на спине. Эту игру можно сопровождать песенками и стихами.

 

Дидактическая игра «Разноцветные кружки»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия у детей. Учить детей называть цвета и подбирать маленькие кружки к большому, по цвету.

Задачи: Развивать мышление, цветовое восприятие, тактильные ощущения,мелкую моторику. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, усидчивость. Формировать умение расстегивать и застегивать пуговицы.

 

Пособие «Сенсорная клавиатура»
Цель игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики рук, внимания, умения сосредотачиваться. 
Дети любят копировать взрослых и такой атрибут как компьютер, может оказаться очень кстати. Предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.

 Нам понадобится: 

компьютерная клавиатура, 

клей-карандаш, 

цветная бумага, 

белый картон, 

ножницы, 

простой карандаш, 

линейка.
Заготавливаем квадратики из цветной бумаги размером 1 см×1,3 см, а также по размеру прямоугольных кнопок (по мере выполнения замерить размер нестандартных кнопок клавиатуры).  Количество – 130 – 150  шт.

Наклеиваем цветные заготовки на кнопки клавиатуры.

Приготовьте несколько прямоугольников из белого картона (не менее пяти), размером 20×5.

Оставшиеся цветные квадратики наклеиваем на белый картон, применяя различные варианты.
Игровое  пособие готово!

При его использовании можно варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.
Использование пособия: индивидуально или в паре.

Варианты заданий:
1.«Нажми только на красные (желтые, синие и т. д.) клавиши»  (изучение и закрепление основных цветов спектра)

2.«Выполни по образцу » (использование карточек).
3.«Нажимай поочередно правой и левой рукой».

4.«Посчитай, сколько кнопок красного цвета, (желтого и т.п.)»



  Большую часть информации об окружающем мире человек воспринимает с помощью органа зрения, но без обоняния картина была бы не такой яркой, понятной.
Уже сразу после рождения можно наблюдать реакцию новорожденного на запахи.  Именно с помощью обоняния малыш узнает запах своей матери. Этот орган чувств является важным компонентом формирования пищевых рефлексов. Постепенно, когда ребенок подрастает, происходит увеличение способности анализатора дифференцировать запахи.
 

        Запахи несут для ребенка дополнительную информацию об окружающем мире. Через характеристику того или иного запаха развивается речь, обогащается новыми понятиями, словами: сладкий, острый, тонкий, терпкий, неприятный. «Память» запахов оказывается важной для человека: ведь многие воспоминания о детстве связаны именно со знакомыми с той поры запахами.

Предлагаю вашему вниманию
  самодельные коробочки с запахами.
Для этой цели, использовала контейнеры от шоколадных яиц.
Дырочки в крышке проделаны горячим шилом. Сами контейнеры обклеила полосками цветной  бумаги.
В качестве наполнителей я использовала  сильно пахнущие специи и пряности:

  • анис
  • кофе
  • ваниль
  • розмарин
  • базилик
  • корица и др.


Игры с коробочками для развития  обоняния.
 Классический вариант занятия с этим материалом, описанный самой Марией Монтессори, представляет собой игру «Найди пару». Ребенку предлагается понюхать один контейнер из первого набора (одного цвета) и подобрать контейнер с таким же запахом из другого набора (другого цвета).

Помимо развития обоняния, происходит расширение словарного запаса ребенка — во время выполнения задания произносятся названия специй и пряностей, используются различные эпитеты для описания характера запаха:

  • сладкий
  • пряный
  • резкий
  • сильный
  • мягкий
  • приятный
  • неприятный и т.д.

Также можно предложить ребенку соотнести запахи с настоящими специями и пряностями или их изображениями.

Вы сами можете придумать множество аналогичных игр. Такие игры не только развивают зрительные и обонятельные возможности ребёнка, но и способствуют формированию представлений об окружающем мире, речи, мыслительных операций, положительных эмоций.

                        Рефлексия:

- На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала,  что…………………………

- Для  меня  новым было (не  было)………………………………

-  В  своей  работе  я  буду  (не  буду)  использовать  представленные  методы  и  приемы……………………………

- Себе   за  участие  в  мастер -  классе  я  поставлю ………………………….

Спасибо  за  внимание!