Экологическое вопитание
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Хайфуллина Лариса Мударисовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание»

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.

 

Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу, сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

 

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

 

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

 

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.

 

Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

 

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.

 

Созданная экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

 

В целом в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е. эколизацию различных видов деятельности ребенка.

 

Список литературы:

1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.

3. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно патриотическое вопитание через ознакомление с родным городом

В статье дается краткий отчет работы детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию к родному городу....

Развивающие игры один из методов вопитания детей.

В данном материалле расскрывается тема о развивающих играх для детей и их влияют на воспитание ребенка.Какими могут быть развивающие игры и на какими тре...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

реферат "Эстетическое вопитание"

Эстетическое воспитание- понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно ...

Консультация для педагогов "Гендерное вопитание"

Современную дошкольную педагогику не раз обвиняли в том, что она является «бесполой»: не дифференцирует задачи, принципы и формы работы с детьми в зависимости от их пола. Поэтому сейчас вс...

"Вопитание добротой"

Консультация содержит заповеди-напоминания родителям от педагога и психолога Марии Монтессори....