Консультация для педагогов "Гендерное вопитание"
консультация

Тартыкова Оксана Викторовна

Современную дошкольную педагогику не раз обвиняли в том, что она является «бесполой»: не дифференцирует задачи, принципы и формы работы с детьми в зависимости от их пола. Поэтому сейчас все больше внимания уделяется разработке технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v_pomoshch_pedagogam_gendernoe_vospitanie.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов

Современную дошкольную педагогику не раз обвиняли в том, что она является «бесполой»: не дифференцирует задачи, принципы и формы работы с детьми в зависимости от их пола. Поэтому сейчас все больше внимания уделяется разработке технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей.

Технологии гендерного воспитания

В книге В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира» описываются особенности, связанные с обучаемостью и познанием мира детьми. Например, авторами было установлено, что мальчики позже, чем девочки, включаются в занятие, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но при этом требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Девочки включаются быстрее в занятие, лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики, а этап поиска исключается (его берет на себя взрослый). При этом девочки вербально и не вербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики – когда уже все сделано и готов результат. Поэтому им сложнее научиться выполнять корректирующие действия в ходе выполнения задания. Задавая дополнительные вопросы, они используют их для получения какой-то конкретной информации, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагога действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман в связи с этим дают следующие рекомендации: для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда педагог оценивает мальчика, тот вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются – у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность исправить ситуацию. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга. Если педагог хочет сделать замечание девочке, то ему нельзя спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала нужно успокоить девочку, а затем разобраться, в чем ее ошибка. Кроме того, девочка будет еще долго переживать по этому поводу, а мальчик обычно быстро снимает эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключается на продуктивную деятельность. Педагог, зная данные особенности восприятия и переживания, может использовать прием опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции. 

Гендерный подход при утреннем приеме в ДОУ

При организации утреннего приема рекомендуется для мальчиков приводить в пример других ребят: «Посмотри, Миша тоже переживает, но он не показывает этого всем – он не плачет, так как он – мальчик». Можно переключить ребенка на игру со сверстниками или отвлечь игрушкой: «Покажи, что за чудесную игрушку ты принес?», «Пойдем, я покажу тебе новую игрушку, которую принесли в группу», «Посмотри, все ли машинки в группе исправны – не нужно ли какую-нибудь из них починить?».  Мальчики – «люди действия». Если им предложить чем-либо заняться и вовлечь в это действие, то они, скорее всего, переключатся со своих переживаний на групповые проблемы. Поэтому рекомендуется чаще просить мальчиков о помощи: им это приятно и дает возможность самоутвердиться. Девочки тоже любят помогать, но им важен сам процесс оказания помощи, а не результат. В связи с этим нужно акцентировать их внимание на той роли, которую они берут на себя: «Спасибо тебе! Ты – настоящая помощница! Так аккуратно помогла разложить варежки ребят!» – чтобы то качество, которое они присваивают себе, было связано с социальным образом себя и позитивными проявлениями женской модели поведения.

Можно использовать повышенное любопытство девочек как средство установления «доверительного диалога» с ними. В частности, доверяя им какой-нибудь «секрет» или завязывая с ними беседу, педагог отвлекает девочек от переживаний, связанных с разлукой с родителями, и тем самым способствует переключению их мыслей на более позитивный лад.

Наиболее актуально при утреннем приеме детей моделирование специальных этических ситуаций, которые раскрывают перед детьми особенности формирования взаимоотношений между девочками и мальчиками как будущими женщинами и мужчинами. Примером может быть следующая ситуация.

Маша и Витя первыми пришли в детский сад и сразу же побежали к качелям на своем участке. Они старались обогнать друг друга, чтобы заслужить право кататься первым, но подбежали к качелям одновременно. «Давай померяемся: кто выше, то и будет первым кататься», - предложил Витя. Дети встали спиной друг к другу, Витя приложил руку к макушке и, когда Маша повернулась, показал ей, на сколько он выше ростом, и сел на качели. Витин папа еще не ушел, он разговаривал с воспитателем. Увидев, как сын решил спор, папа сказал: «А я-то думал, что он уже настоящий мужчина» - и, огорченный, ушел на работу.

Такие ситуации воспитателю нужно уметь вовремя заметить и предложить детям выразить свое отношение к происходящему.

Гендерный подход на прогулке

При одевании на прогулку рекомендуется обращать внимание на гендерные поведенческие установки, которые задаются воспитанникам. Например: «Девочки! Помогите мальчикам привести в порядок одежду. Пусть они тоже будут опрятными и красивыми», «Мальчики! Помогите девочкам спускаться по лестнице – поддержите их за руки» и т.д.

Во время организации самой прогулки отмечается, что мальчики требуют какой-нибудь идеи, которая позволит им, с одной стороны, выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою потребность в конкуренции и соперничестве – с другой. Например, можно предложить им сделать самую высокую горку – всем вместе. Девочки любят помогать воспитателю «сделать участок самым красивым»: полить цветы, подмести веранду и т.д. Мальчиков тоже полезно включить в данный процесс, позволив им проявить свою «мужскую силу» и помочь передвинуть корзину с игрушками, поработать граблями. Их увлекает сам процесс работы с инструментами: граблями, лопатой, метлой. Девочек – сам результат: как стало чисто, аккуратно и красиво.

Совместные наблюдения детей воспитатели организуют таким образом, чтобы их интересы где-то расходились, где-то – пересекались, чтобы в процессе общения использовались и сравнительные обороты, и образные выражения, были выражены причинно-следственные связи.

При организации самостоятельной деятельности нужно учитывать то, что мальчики любят занимать себя строительством или подвижными играми. Это не означает, что девочки не должны играть в подвижные игры. Это обязательная часть прогулки для всех детей. Только девочки предпочитают игры, в которых хорошо выражена сюжетная линия, а мальчики – в которых сформулированы сами правила игры. Также мальчики любят устраивать игры, которые занимают всё пространство участка. Поэтому с ними нужно повторять правила безопасности, учить прогнозировать свое поведение и ситуацию. Девочки любят заниматься более спокойной деятельностью: сбором гербария, рисованием мелками, игрой в «Классики», любят общаться друг с другом. Однако для этого им требуется, чтобы воспитатель находился в непосредственной близости – тогда им будет «спокойно». Если девочки решаются играть с мальчиками (или наоборот), то воспитателю нужно отметить это, придумать общие правила игры, позволяющие им взаимодополнять интересы и действия друг друга (например, «Дочки-матери» и «Шофер»). При этом воспитателю нужно подчеркнуть, как важно в такой совместной игре проявление положительных женских и мужских качеств – особенно как партнеров по игре.

Гендерный подход при организации занятий

У ребенка с полом ассоциируются только внешние признаки (строение тела и одежда) и некоторые особенности поведения (например, «мальчишки не плачут», «девчонки – ябеды» и т.д.). Всё остальное – индивидуально. Потому что для каждого ребенка он – один-единственный в мире ТАКОЙ. Другого такого нет. Он знает, что он имеет и хочет, что он может и умеет. Чего он не хочет и делать не будет (или будет, если это очень надо взрослым). Однако ребенок не представляет, как это соотносится с желаниями и умениями других людей – таких разных и одинаковых одновременно. Поэтому учится сопереживать и наблюдать, сравнивать и обобщать. Ситуации фронтального и подгруппового обучения на занятиях способствуют этому.

Мальчики медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально. Девочки более организованные и усидчивые. Воспитатель может подобрать задания таким образом, чтобы формировались позитивные установки на общение мальчиков и девочек, чтобы им было чему поучиться друг у друга. Девочки внимательны, аккуратны, исполнительны, предпочитают репродуктивную деятельность; мальчики – проблемно-поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в ситуации обучения. Поэтому можно давать задания на аналогию тем и другим – и сравнить их ответы, отметить, что в ответах и мальчиков, и девочек есть свои «изюминки». Так, благодаря усилиям и тех, и других могут быть выявлены:

- отношения противопоставления (движется – не движется, движется сам – движется с помощью, перемещается в пространстве – развивается, растет);

- часть – целое (у ребенка есть руки, ноги, туловище, голова; у машины есть кабина, салон, колеса, руль);

- род – вид, координация (ребенок – человек – живое существо; машина – механизм – неживое);

- субъект – действие (что может делать и машина и ребенок; что не может делать машина, а умеет ребенок);

- определение – объект (какой может быть и машина, и ребенок; какой может быть машина, а ребенок не может).

С заданиями типа «Составь рассказ по серии картинок» лучше справляются девочки, а с заданиями типа «Спросить и угадать», когда требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации и попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (её причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия), лучше справляются мальчики. Это не означает, что только такие задания, обусловленные особенностями восприятия и мышления, развития речи, им нужно давать с учетом гендерного подхода. Напротив, необходимо подбирать задания таким образом, чтобы дети учились действовать в новой ситуации и осваивали новые способы когнитивной деятельности, а не действовали по шаблону. Помня о том, что девочки сразу готовы отвечать, а мальчикам нужно время на обдумывание, можно предложить мальчикам послушать ответы девочек и дополнить их, высказав своё мнение. Бывает, что мальчики, особенно холерики и сангвиники, первыми выкрикивают ответы, «забивают» других детей. Вот здесь и полезно проявить гендерный подход: нужно сказать, что настоящие мужчины не ведут себя грубо и нагло. Их мужское достоинство не позволяет этого делать.

Можно подбирать ситуации, формирующие гендерную идентичность, проводя с детьми беседы о том, хотели бы они «превратиться в девочку (мальчика)», почему «нет» («да»)? Или стать взрослым и «оказаться папой (мамой)? Какими папами и мамами они хотели бы стать, что делали бы для своих близких – как помогали бы мужу (жене) и проявляли заботу о детях? Что делали бы, если муж (жена) заболел (т.е. взяли бы на себя его обязанности или нет)? Хотели бы, чтобы с ними жили старая бабушка или дедушка? Что бы стали делать для них? На следующем этапе можно обсудить представления детей о члене семьи другого пола: «Каким бы ты хотела, чтобы был папа твоих детей (мама)?» Завершить беседу могут вопросы о ролях членов семьи: «Как в вашей семье будут трудиться, например, убирать в доме, кто что будет делать?», «Как ваша семья будет отдыхать?» и др. В таких беседах у детей формируется усвоение моделей поведения супругов – мужа и жены, связанных с проявлением уважения, заботы и любви друг к другу.

Можно предлагать детям для рассматривания сюжетные картинки с изображением сценок из семейного быта и учить комментировать действия изображенных на них персонажей сначала от лица детей (например, «расскажите, как вы маме помогаете дома»), затем – от лица будущих родителей (например, от лица мамы нужно попросить дочку чисто и аккуратно подмести пол, сына – вынести мусор, выбить пыль из ковриков и постелить их).

Большое значение для закрепления положительных образцов поведения детей и родителей в семье имеет игровое моделирование, а не просто речевое комментирование воображаемых ситуаций. Можно инсценировать такие сюжеты: «У папы разболелся зуб», «У мамы подгорела каша», «Дедушка собирается за газетой», «Бабушка не может застегнуть сапог» и т.д. При этом варианты, предложенные девочками, оценивают мальчики (и наоборот): это связано с тем, что дети более чувствительны к оценкам противоположного пола. Особенно это касается оценки социально-нравственных качеств, проявляющихся в соответствии с гендерными ожиданиями. Например, мальчикам можно предложить оценить инсценировки девочек с точки зрения папы – они чаще подмечают такие черты, как чуткость и заботливость девочек, что способствует появлению у последних желания именно так и поступать в обычной жизни. Девочки, оценивая инсценировки мальчиков, обращают внимание на их благородство, справедливость и мужество, умение сдержать себя и бескорыстие. Это вызывает у мальчиков желание соответствовать данному идеалу и в жизни.

При подведении итогов занятия и девочек, и мальчиков нужно отметить индивидуально. При этом оценка девочек должна быть дифференцированной, с добавлением нескольких слов-описаний, обозначающих одобрение тех личностных качеств, которые они проявили (внимательность, рассудительность, сопереживание, терпение и т.д.), а оценка мальчиков – общая, затем – краткая, отмечающая их деятельность (была хорошая задумка, сделали быстро и ловко, проявили находчивость и т.д.)

Гендерный подход при организации питания детей

При организации питания детей следует обращать внимание на сам процесс. Привлекать детей к сервировке столов, назначая девочек в качестве «будущих хозяюшек» следить за аккуратностью сервировки, а мальчиков «как настоящих мужчин» приглашая помочь девочкам отодвинуть стульчики, в конце приема пищи – помочь убрать со столов.

Девочки более избирательны в еде и едят медленнее. Поэтому с ними можно использовать такие игровые приемы: «Куклы тоже кушают и смотрят, как кушаете вы. Покажите им, как вы хорошо кушаете», «Жила-была кашка. И очень она любила путешествовать. Что же с ней могло случиться? Как вы думаете?».

Мальчики часто едят быстро, торопятся, поэтому им нужно напоминать о правилах поведения за столом.

После принятия пищи и мальчики, и девочки в обязательном порядке совершают гигиенические процедуры.

Гендерный подход при организации дневного сна

Мальчиков воспитатели заранее готовят ко сну, переключая на спокойные виды деятельности. Им можно дать задание разобрать кровати (снять покрывала), напомнить очередность складывания одежды на стульчике. Внимание девочек нужно обратить на то, что «одежду нужно аккуратно и красиво повесить на стул, как мама».

Посещать туалет девочкам и мальчикам рекомендуется отдельно. Раздельные туалеты для мальчиков и девочек – не роскошь и не блажь, а необходимое условие их нормального полоролевого воспитания.

Для засыпания мальчикам требуется более длительное время, т.к. их нервная система перевозбуждена после насыщенной двигательной активностью прогулки – им нужно успокоиться. Они засыпают не сразу, а через 15 – 20 минут. Им хочется пошалить. Поэтому воспитателю можно использовать такой прием как «посидеть рядом и погладить по голове».

Девочки, как правило, засыпают быстрее. Поэтому воспитателю достаточно подойти и поправить одеяло, улыбнуться девочке и сказать что-нибудь ласковое. Можно разрешить взять с собой мягкую игрушку («смотри, она уже спит»), пожелать увидеть во сне спящую красавицу, принцессу, фею, бабочку и т.д.

Мальчикам можно пожелать увидеть во сне любимый мультфильм, космический корабль, полетать, «набраться сил и после сна играть в грузовые машинки». Машинки и мелкие игрушки, в целях безопасности, нужно забрать, поставить на стол, «чтобы они смотрели на детей и охраняли их сон», «увидели, кто из вас быстрее заснет».

Есть дети, которые ни за что не хотят спать. Им рекомендуется сказать, что они «могут не спать, но должны лежать с закрытыми глазами и никому не мешать» или предложить шуточное соревнование «кто вперед заснет, тот потом может не спать». Как правило, такие дети тоже засыпают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно патриотическое вопитание через ознакомление с родным городом

В статье дается краткий отчет работы детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию к родному городу....

Развивающие игры один из методов вопитания детей.

В данном материалле расскрывается тема о развивающих играх для детей и их влияют на воспитание ребенка.Какими могут быть развивающие игры и на какими тре...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

реферат "Эстетическое вопитание"

Эстетическое воспитание- понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно ...

Консультация для родителей! "Экономическое вопитание старших дошкольников в семье."

Экономическое вопитание старших дошкольников в семье....