ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
проект (старшая группа) на тему

В проекте подобранна система игр коммуникативной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_detsko-roditelskogo_kluba_2017-2018.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРЕКТ

«РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»

На 2015 – 2018 г.

Авторы и руководитель проекта:

Ковалева Н.В. – инструктор по физической культуре.

Кабанова Л.И.- музыкальный руководитель.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по Ф К., музыкальный руководитель.

Тип проекта: долговременный на 3 года, коллективный, познавательный.

Цель проекта: Обеспечение условий для максимального развития ребенка и его социализацию, и адаптацию в ДОУ и обществе посредством  включения в совместные коммуникативные игры.

Задачи проекта:

  1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей, учить понимать эмоциональное состояние и отражать его в выразительных движениях, музыке и речи;
  2. развивать средства невербальной коммуникации – мимику, пантомимику, жестикуляцию
  3. развивать невербальное воображение и образное мышление;
  4. вовлекать в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Актуальность проекта.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Формирование коммуникативных навыков - важное условие нормального психологического развития ребенка. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.  

 Негативное влияние на формирование коммуникативных навыков  оказывает: большая загруженность родителей на работе, и как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье; усиленный поток информации через различные СМИ, который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость,  ослабленное здоровья детей. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений, препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления

         

Анализ ситуации:

Наблюдая за взаимоотношениями детей средней группы и анализируя собственно игровые навыки, мы заметили, что большинство детей достаточно благополучны в коммуникативном общении. Они умеют налаживать контакты, как со взрослыми  так и со сверстниками. Договариваются о совместных играх, стоят планы, свободно выражают просьбы, задают вопросы. Но они не всегда бывают справедливы по отношению к другим детям, не хотят выполнять второстепенные роли в играх со сверстниками. Хотя охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением детей не считаются, их просьбы выполняют неохотно.

В группе имеются и такие дети, которые испытывают трудности в общении. Они или конфликтуют в играх не умея договариваться, или замыкаются в себе и вынуждены играть в одиночестве. И как следствие определяет их низкий социальный статус в группе сверстников.

 Чтобы избежать вышеизложенных проблем, нами была   подобранна система  игр коммуникативной направленности. Так как в них на более строгой основе распределяются роли, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. Играя, взрослые будут оказывать необходимую практическую помощь детям в социальной адаптации. Подобрав игры  таким образом, чтобы можно было использовать как в процессе совместного общения воспитателя с детьми, детьми с родителями так и в свободное время. Мы предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта, будет оптимизировать взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками МДОУ.

Ресурсы обеспечения проекта

Организационные:

  • деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ,
  • образовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • интеграция  направления «Социально-коммуникативного развития» в О.Д «Физическая культура» и «Музыка».

 

Информационные:

  • научно-методическая литература, аудио сопровождение, СД диски;
  • компетентность педагогов;
  • информирование родителей (картотека игр);
  • анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.

Кадровое обеспечение:

  • музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 31 год, образование высшее педагогическое;
  • инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 27 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.

Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ

Материально-техническое обеспечение:

  • спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, дидактические пособия, игрушки, картотека игр.

Описание этапов:

1этап.  Разработка учебных материалов.

Задачи:

  • определить основные направления подбора коммуникативных игр и танцев; систематизировать коммуникативные игры в соответствии с выбранными направлениями и задачами;
  • составить картотеку коммуникативных игр;
  • подобрать музыкальный репертуар (август).
  1. этап. Становление проекта.

Задачи:

  • использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
  • повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
  • проведение развлечений в клубе «Развиваемся, играя» совместно с родителями по заданному алгоритму 1 раз в квартал;
  • активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные игры в ДОУ; игры с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.

Содержание проекта.

Мы выбрали 3  основных направления по формированию коммуникативных навыков у детей средней группы.

1 направление.  Способствовать   восприятию  и общению со сверстниками в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне.  Развивать общие игровые интересы и деловое сотрудничество со всеми детьми в группе.

2 направление. Развивать у ребенка способности воспринимать и использовать вербальные и невербальные коммуникативные средства.

3 направление. Формировать у детей социальные представления, воссоздание в игре различные виды социальных отношений.

Опираясь на выбранные направления, систематизировали  коммуникативные игры на 4 блока.

I  блок. Интерактивные игры на сплоченность и сотрудничество.

II блок. Игры,  обучающие эффективным способам общения.

III блок. Игры, отражающие притязания на социальное признание.

IV блок. Игры, направленные на снятие конфликтности.

Перспективный план работы с детьми средней группы

по проекту «Развиваемся играя»

на 2015-2016 уч/г.

Месяц

Задачи

 № Блока

«Музыка»

«Физическое развитие»

Сентябрь

1.Обучение приемам релаксации

2.Формировать представление о самом себе.

3.Формирование готовности к совместной деятельности

№ 2

№3

№ 1

Кошка к девочке пришла.

Я очень хороший

Два утенка.

«Попроси игрушку»

«Принц или принцесса»

«Рукопожатие вслепую»

Октябрь

  1. Формирование основ безопасности в социуме.
  2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость сопереживание.
  3. Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном уровне.

№1

№ 2

№ 3

Мы охотимся на льва

Бабушка Маланья

Волшебный стул

«Объятия»

«Слепой кот Базилио и Буратино»

«Комплименты»

Ноябрь

1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности.

2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях

3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам.

 № 1

 

№ 4

№ 3

Медвежонок

Мой хороший попугай

Волшебные конфеты

«Клеевой ручеек»

«Ссора»

«Ты самый лучший»

Декабрь

1.Учить понимать, что значит признание и уважение в коллективе сверстников.

2.Обучение способам релаксации.

№ 3

№ 2

Найди друга

Рельсы-шпалы

«Смешилки»

«Вежливые слова»

Январь

1.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе.

2.Развивать умение считаться с интересами других.

№ 4

№ 3

Моя любимая игрушка

«Пассажиры и билетики»

«Ссора и примирение»

«Коробка добрых поступков»

Февраль

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.)

№ 2

№ 4

Приветики

Драка

Этюды (проблемные ситуации и их решение)

«Коврик мира»

Март

1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных  личностных оценок, позитивного отношения к себе.

2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

3.Поощрять умение работать единой командой.

№ 3

№ 4

№ 1

«Паровозик «Чух-чух»

Стойкий солдатик

«Магниты»

«Дождик и ромашки»

4-1 «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Апрель

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2.Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне.

3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

№ 3

№ 1

№ 2

Подарок другу

Всадник и упряжка

Клубочек

«Розовые очки»

«Что мы делали не скажем»

«Живые бусы»

Май

1.Формировать нормы поведения  и ценности принятые в обществе.

2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками.

№ 3

№ 1

№4

Позови ласково

Поварята

Маленькое привидение

«Изобрази эмоции»

«Пойми меня» (пантомимы, жесты)

«Самый лучший спорщик»

Тематический план работы детско-родительского клуба

«Развиваемся играя» (старшая группа)

Месяц

Тема

Содержание

Ноябрь

Зимние забавы

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3

Февраль

Пригласительный билет.

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

Май

День ромашки.

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»

Для старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Обеспечение условий для развития сотрудничества, самостоятельности  у детей старшего дошкольного возраста, его социализацию в ДОУ посредством  музыкально-исполнительской  деятельности, организованной двигательной деятельности включения в совместные коммуникативные игры.

Актуальность проекта.

Старший дошкольный возраст - завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников со сверстниками в этот период имеет особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее и настойчивее. Сотрудничество - одно из основ общения. Оно задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности дошкольника,  обеспечивающим его самореализацию в условиях взаимодействия с другими людьми. Сотрудничество - согласованная совместная и ценностно значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов. Именно в старшем возрасте  у детей обостряется потребность в совместном решении задач детской деятельности, достижении общего результата, демонстрации результатов социализации.  Дошкольники  становятся не просто исполнителями поставленной перед ними задачи, а союзниками и партнерами.    

Задачи проекта:

  1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, учить понимать эмоциональное состояние и отражать его в выразительных движениях, музыке и речи;
  2. создать условия для: развития  способности  действовать в совместной деятельности по заданному образцу, самостоятельно; достижения общей цели в доброжелательной, дружеской атмосфере;  развития умения оценивать свою работу и работу других детей.
  3. обогатить представления дошкольников о сотрудничестве, самостоятельности в  музыкально-игровой и спортивно-игровой форме
  4. развивать средства невербальной коммуникации – мимику, пантомимику посредством в процессе музыкально-исполнительской и двигательной деятельности.
  5. вовлекать в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Педагогические условия.

  1. Отбор соответствующего  музыкального репертуара, подвижных, коммуникативных и спортивных игр позволяющего обогатить представления дошкольников о сотрудничестве;
  2. Создание эмоционально-положительной обстановки в НОД, инициирующую лучшие детские проявления;
  3. Создание музыкально-игровых, сюжетно-игровых и проблемных ситуаций, музыкальных, подвижных, коммуникативных игр направленных на активизацию и развитие умения доброжелательно общаться.

Перспективный план работы с детьми старшей группы

по проекту «Развиваемся играя»

на 2016 – 2017 уч\г.

Месяц

Задачи

 № Блока

«Музыка»

«Физическое развитие»

Сентябрь

1.Продолжать обучение приемам релаксации

2.Продолжать формировать представление о самом себе.

3.Продолжать формировать готовность к совместной деятельности.

№ 2

№3

№ 1

«Дрозд»

Ладонь в ладонь

Комплименты

 «Друзья»

.  

Сюжетная гимнастика на расслабление «цветы и ветер»

Народная игра «Иванка»

Октябрь

Формирование основ безопасности в социуме.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость сопереживание.

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном уровне.

№1

№ 2

№ 3

Мы охотимся на льва

«Ладошки»

«Водители»

Игра «Опасно- не опасно»

Парные ОРУ

Ноябрь

1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности.

2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях

3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам.

 № 1

 

№ 4

№ 3

Колпачки

Моя любимая игрушка

Ожившие игрушки

Мостик дружбы

Хорошие слова

Парные эстафеты

Игра «Девочки – мальчики»

«Добрые слова»

Декабрь

1Побуждать детей говорить друг другу комплименты, способствовать созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.

2. Продолжать обучать детей чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления.

№ 3

№ 2

Подарок другу

Тень

Солдат и тряпичная кукла

Игра в кругу с мячом «верни волшебное слово»

Изотонические ОРУ

Январь

1 Создать условия для формирования  умения выражать свои эмоции, воспринимать себя равными другим людям

2.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе.

3. Создать условия для активного включения в детский коллектив замкнутых, стеснительных детей.

№ 4

№ 3

Дотронься до…

 Звёздочка

«Пассажиры и билетики»

Подвижные игры с изменением правил по договору: «салки елочки, салки – лодочки «…

Февраль

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.)

№ 2

№ 4

Коробка переживаний

Кто пришел

Драка

Игра «фотограф»

Игра дразнилка «Кощей»

Март

1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных  личностных оценок, позитивного отношения к себе.

2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

3.Поощрять умение работать единой командой.

№ 3

№ 4

№ 1

Передай мячик

Секрет

Поварята

Игра с мячом в кругу «похвали соседа и передай мяч»

Эстафеты: по 1-му и в паре.

Апрель

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2.Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне.

3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

№ 3

№ 1

№ 2

Подарок другу

Скульптор

Разговор по телефону

Игра пантомима «Пойми меня» и «Сумей объяснить при помощи движений»

Май

1.Формировать нормы поведения  и ценности принятые в обществе.

2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками.

№ 3

№ 1

№4

Доброе животное

Строим цифры

Имитации повадок животных, пантомимы на заданную тему

Тематический план работы детско-родительского клуба

«Развиваемся играя» на 2016-2017 г.г.

Месяц

Тема

Содержание

Ноябрь

День семьи. Семейный праздник

(книга Лето-Осень. Картушина)

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3

Февраль

Праздник обезьяны.

(зима-весна. Картушина)

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

Май

Весенний концерт

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

Перспективный план работы с детьми  подготовительной  группы

по проекту «Развиваемся играя»

на 2017 – 2018 уч\г.

Месяц

Задачи

 № Блока

«Музыка»

«Физическое развитие»

Сентябрь

1.Продолжать обучение приемам релаксации

2.Продолжать формировать представление о самом себе.

3.Продолжать формировать готовность к совместной деятельности.

№ 2

№3

№ 1

«На море»

.  

Рисунок на спине

Сюжетная дыхательная гимнастика

П. игра «найди и промолчи»

Октябрь

Формирование основ безопасности в социуме.

Развивать эмоциональную отзывчивость сопереживание.

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном уровне.

№1

№ 2

№ 3

Осьминожки

Песня считалка «Буквы»

Игра  «Алфавит»

«Охотники и утки»

«Белки и куницы»

«Дракон, принцесса, самурай»

Ноябрь

1.Формировать позитивные установки к различным видам творчества и двигательной деятельности.

2.Обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях

3.Формировать положительное отношение к родным, сверстникам педагогам.

 № 1

 

№ 4

№ 3

Модель «Шоколад» И. Шестопаловой

 «Передающие ладошки»

Огонь и вода

Упр. на расслабление

Декабрь

1Побуждать детей говорить друг другу комплименты, способствовать созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.

2. Продолжать обучать детей чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления.

№ 3

№ 2

Подарок другу

«Деревья»

Командные действия в эстафетах с элементами спортивных игр

ОРУ в парах

Январь

1 Создать условия для формирования  умения выражать свои эмоции, воспринимать себя равными другим людям

2.Формировать адекватные реакции и нормы поведения принятые в обществе.

3. Создать условия для активного включения в детский коллектив замкнутых, стеснительных детей.

№ 4

№ 3

Дотронься до…

 «Живая картина».

Правила поведения в спортивных играх с элементами хоккея

Игровые упражнения с элементами аттракциона «стульчик»

Февраль

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2.Обучение приемам выражения негативных эмоций (гнева и т. д.)

№ 2

№ 4

Танец-игра «Волшебное покрывало»

«Волк и семеро козлят»

Волки и ягнята

Космонавты

На планету драчунов

Март

1.Формировать представление о самом себе и навыки для выстраивания положительных  личностных оценок, позитивного отношения к себе.

2.Развивать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

3.Поощрять умение работать единой командой.

№ 3

№ 4

№ 1

 Пойдем погуляем,

Дружочка повстречаем.

«Скульптуры в парке»

Игровое упражнение «Дрозд»

«Кривое дерево»

«Поза героя»

Апрель

1.Формировать умения использовать вербальные средства общения адекватно сочетая их с невербальными в играх.

2..Развивать умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми на положительном эмоциональном фоне.

3.Способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

№ 3

№ 1

№ 2

Подарок другу

Скульптор

Эстафеты с элементами игр и спорта

«Снайперы», баба Яга

Свободная игровая деятельность

Май

1.Формировать нормы поведения  и ценности принятые в обществе.

2.Развивать способности конструктивно решать проблемы с родителями, педагогами и сверстниками.

№ 3

№ 1

№4

«Когда я был маленький…»

«В театре»

Игра «Да – нет»

Ребенок – взрослый,

Родитель-ребенок – проблемные ситуации

Тематический план работы детско-родительского клуба

«Развиваемся играя» на 2017-2018 г.г.(подготовительная группа)

Месяц

Тема

Содержание

Ноябрь

Квест,  посвященный  Дню Матери 

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3

Февраль

 Квест,  посвященный Дню защитника Отечества

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

Май

В гости к  Чуковскому

(самостоятельный выбор детей)

Совместные игры со всеми участниками проекта из блока №1,2,3,4

Предполагаемый результат

  • Ребенок овладевает установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других;
  • Адекватно проявляет свои чувства;
  • Старается разрешить конфликт;
  • Обладает развитым воображением, реализуя его в играх;
  • Владеет различными видами игр, различая условную и реальную ситуацию;
  • Подчиняется правилам и социальным нормам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развивай-ка»

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям....

Педагогическая гостиная "Развиваемся играя"

Педагогическая гостинная для родителей младших групп....

Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"

создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....

Педагогический проект «Развиваемся играя»

Развитие партнерских отношений в рамках модели "ребенок-родитель-педагог"  через двигательную активность младших дошкольников...

Педагогический проект "Развиваем речь, играя"

Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. ...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...