Педагогический проект "Развиваем речь, играя"
проект (старшая группа)

Хайруш Наталия Олеговна
Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvivaem_rech_igraya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  

Тема: «Развиваем речь, играя»

Подготовил воспитатель

Хайруш Н. О.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального обучения »
К.Д. Ушинский

Актуальность темы  продиктована одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе:
совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений речи у дошкольников.

Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра — это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, способствует повышению его результативности.

Актуальность темы определяется:

-  реальными потребностями системы дошкольного образования ;

-  ростом количества детей с речевыми нарушениями;

-необходимостью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей,
Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда с родителями в процессе использования дидактических игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса через использование дидактических игр и упражнений,  включения родителей в единое образовательное пространство.

  Участники проекта

– дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: сентябрь – май

Тип проекта– практико-ориентированный, коллективный, творческий, долгосрочный.

Цель проекта:

-  оптимизация коррекционно-развивающего процесса через использование игровых технологий, развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста  для дальнейшей успешной социализации;

- создание  условий для реализации ведущего вида детской деятельности - игры, освоения детьми игровых навыков.

Задачи:

Для воспитанников

Обучающие:

- создать психологически комфортную речевую среду как условие речевого развития дошкольников;

 - оптимизировать коррекционно-развивающий процесс путем использования игровых образовательных технологий;

- формировать коммуникативную  функцию языка в соответствии с возрастными нормативами;

- формировать представление о взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения;

Воспитательные:

- воспитывать лингвистическое отношение к речи;

- воспитывать желание участвовать в игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

- развивать логическое мышление в процессе выполнения речевых игровых заданий;

- закреплять навыки работы с интерактивной доской.

Для родителей:

- продолжить работу по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья» с помощью разных форм взаимодействия, информировать родителей о значимости игры в жизни ребенка, вовлекать их в организацию игровой деятельности детей.

Новизна проекта заключается :

-в сочетании традиционных и инновационных форм работы (использование игровых технологий в НОД с включением ИКТ);

-в разработке и использовании в практической деятельности  авторских дидактических игр и упражнений и стихотворно-игровых комплексов;

-во внедрении в практику работы форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения детей.

Условия реализации проекта:

- наличие АООП ДО;

- наличие - Программно-методического комплекса «Развитие речи» Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко.:  ООО «Новый диск», 2014г., обучающей программа «Домашний логопед». «ЭВРИКА ФИЛЬМ», 2015г.

- наличие перспективного плана  «Использование игровых технологий коррекционно-развивающем процессе»;

- наличие развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в кабинете логопеда, в группе компенсирующей направленности.

Планируемые результаты проекта:

- оптимизация коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования игровых технологий;

- формирование интереса к смысловой стороне слов, словообразовательным процессам у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности в рамках реализации рабочей программы воспитателя.

– развитие самостоятельности в процессе поиска решения мыслительной задачи, речемыслительных операций;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития воспитанников  старшей  группы компенсирующей направленности;

- повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

 Проектный продукт:

  • Дидактическая игра «Много и одна»
  • Схематические модели «Посуда», «Мебель», «Сложные слова», карточки-схемы дидактических игр
  • Речевые  дидактические  упражнения для формирования  лексико-грамматических представлений
  • Буклет для родителей «Игры для развития речи»
  • Интерактивная игра «Дары осени»
  • Итоговое мероприятие «Играем и речь развиваем!»
  • Фотоотчет о ходе реализации проекта

Формы работы с детьми- индивидуальная, подгрупповая, фронтальная  ОС.

Формы работы с педагогами- консультации, интегрированные формы взаимодействия.

Формы работы с родителями – оформление буклетов, проведение консультаций, мастер-класса, совместных мероприятий.

План реализации проекта

Этапы. Содержание

I

Подготовительный

Составление перспективного плана реализации проекта.  

Изучение электронных образовательных ресурсов, обучающих программ.

Изучение методических материалов на сайтах МедиаВики, ФИРО для реализации ФГОС ДО.

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды.  

II

Основной

Работа с воспитанниками

Проведение непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности на основе игровых технологии

Разработка и проведение интегрированного досуга «Во саду ли в огороде».

Изготовление схематических моделей сложных слов, родственных слов для игровых упражнений.

Итоговое мероприятие «Играем и речь развиваем!»

Работа с родителями

Разработка игротеки для родителей «Развиваем речь, играя»

Разработка буклета «Игры для развития речи».

Консультации «Играем и речь развиваем»

Проведение мероприятия   для детей и родителей «Развиваем речь, играя» в рамках реализации педагогического проекта

Организация и проведение мастер-класса для родителей «Ловкие пальчики»

Подготовка и проведение выставки дидактических игр  для развития лексико-грамматических представлений

Методическая работа

Участие в подготовке и проведении семинара для педагогов «Роль игровых технологий для формирования  лексико-грамматических представлений у дошкольников»

Участие в работе Совета педагогов

Разработка речевых дидактических упражнений по лексическим темам.

Разработка мультимедийных дидактических  игровых упражнений по лексическим темам.

Разработка интерактивных  игр и упражнений.

Разработка и проведение интегрированного мероприятия «Речевые посиделки».

Разработка игры «Много и одна».

Разработка речевых маршрутных карт.

III

Заключительный

Анализ результатов реализации проекта в ДОУ; корректировка содержания, подведение итогов.

Трансляция результативности проекта на сайте ДОУ.

Представление проекта на Совете педагогов ДОУ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Роль игры в развитии речи слабовидящего дошкольника»

Педагогический совет «Роль игры в развитии речи слабовидящего дошкольника» организован в форме деловой игры и позволяет педагогам делится опытом по развитию речи детей с нарушением зрения при организа...

Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности

Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....

Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"

создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие просодической стороны речи. Игры и упражнения»

Данный доклад представляет собой различные игры и упражнения для развития просодической стороны речи, которые могут использовать педагоги  в работе с детьми разных возрастных групп...

Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...

План проведения педагогического совета- деловой игры "Создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...