Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Карелина Любовь Николаевна

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Вид проекта: познавательный, коммуникационный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2016г.-май 2017г.)

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Цель: Повышение уровня развития речи детей, используя дидактические игры.

Задачи:

1.        Обеспечить количественное накопление слов,  необходимых для                                         содержательного общения;

2.        Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;

3.        Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

4.        Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

5.        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Актуальность. В начале дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие».

  • развитие свободного общения между детьми в процессе совместной  деятельности;
  • развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
  • формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
  • практическое овладение нормами речи.

  «Социально-коммуникативное развитие».

  • развитие игровой деятельности;
  • формировать умение оценивать работу товарища;
  • приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

   «Художественно-эстетическое развитие».

  • приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
  • развивать литературную речь.

«Физическое развитие».

  • развивать координацию речи с движением;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук.

«Познавательное развитие».

  • сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
  • совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Этапы проекта:

Подготовительный: 

  • изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

Практический этап:

  • введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;
  • консультации с родителями.

Заключительный этап:

  • Организация выставки «Дидактическая игра своими руками».

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты,  игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Формы организации совместной деятельности:

Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь).

  • «Кто дольше». Цель: Закрепить произношение гласных звуков: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;
  • «Позови цыпленка». Цель: Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц»  словах и слогах;
  • «Капитаны». Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе.
  • «Пузырь». Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
  • «Отгадай и назови».  Цель: Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
  • «Курочка-рябушечка». Ход игры:

Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»:

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-Пи – пи – пи – пи - пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

  • «Найди листок». Цель: Учить отчетливому произношению отдельных звуков в словах.
  • «Звуки заблудились». Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение, а дети находят ошибку.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву (лес)

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько!» (бананов).

Мы собрали васильки,

На головах у нас щенки (венки).

  • Игра с мячом «Кто как кричит». Цель: Развивать слуховое восприятие и закреплять произношение звукоподражаний.
  • Работа с родителями. Консультация «Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста».

Активация словаря (декабрь-февраль).

  • «Гардероб для куклы Маши». Цель: Учить подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник).
  • «Что лежит в лукошке?». Цель: Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия.   Карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошке. Дети достают по одной карточке, называют что изображено  и где растет.
  • «Найди все круглое». Цель: Учить сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме.  Две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.
  • Домино «Полезные машины».  Цель: Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. Сюжетные картинки с различными автомобилями.
  • «Чудесный мешочек».  Цель: Изучать свойства и признаки предметов, развивать сенсорное восприятие. На ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.
  • «Кто что ест?». Цель: Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть.   Карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому
  • Игры с Куклой. «Искупаем куклу Машу», «Накормим куклу Машу», «Положим спать Куклу Машу», «Оденем на прогулку куклу Машу», «День рождения куклы Маши». Цель: Формировать культурно – гигиенические навыки и нравственные качества -  заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме. Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни
  • «Варежки». Цель:  Закрепить умение объединять предметы по цветовому признаку и форме.  Дети подбирают пару варежек одинакового цвета
  •  «Что делает зайчик». Цель: Учить соотносить предмет и действие. Сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т.д. 
  • «Времена года» (лото). Цель:  Обогащать представления о мире, явлениях природы, пополнять словарный запас. Четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением  предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т.п.).
  • «Найди пару». Цель: Определение предметов по признакам, форме, цвету.  Картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т.п.).
  • Составление разрезных картинок. Цель: Развитие логического мышления, умение из отдельных частей составлять целый предмет.
  • «Домашние животные». Цель:  Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой. Находить картинки с изображением домашних животных.
  • «Выше – ниже». Цель: Учить находить кустарники и деревья, растущие на участке.
  • «Что сначала, что потом». Цель: Учить соблюдать последовательность в выполнении действий. Пополнять словарный запас прилагательными (мягкий, рыхлый, мокрый).
  • Игры с палочками Кюизенера. Цель: Развитие внимания, мышления.
  • «Чудесные кубики». Цель:  Учить составлять картину но схеме.
  • «Профессии». Цель: Расширять кругозор детей.
  • «Узнай по описанию». Цель: Учить узнавать птиц по описанию.
  • Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Понятие: дидактическая игра».

Развитие связной речи (март-май).

  • «Один-много». Цель: Научить образовывать существительные множественного  числа. Найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.
  • «Назови ласково». Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • «Разговор по телефону». Цель: Развитие диалогической речи, активизация словаря. В качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог.
  • «Магазин».  Цель: Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных.    Два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то, нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.)
  • «Кошкин дом». Цель: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
  • «Что деревянное, что резиновое?» Цель:  Учить правильному употреблению прилагательных в речи. Предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. 
  •  «Далеко-близко». Цель: Ориентирование в пространстве.    Определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.
  • «День рождения куклы Алёны». Цель: Развитие связной речи. Описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит.
  • «Новая кукла». Цель: Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи. Описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек
  • «Найди предмет по описанию». Цель: Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. Выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.
  • «Когда это бывает?». Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.  Взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему.
  • Работа с родителями. Консультация «Роль дидактической игры в развитии речи детей».

Результаты проекта.

  • В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, таким образом, гипотеза проекта верна и развитие речи посредством дидактической игры стало успешным у детей среднего дошкольного возраста.
  • У детей вырос уровень знаний, вырос уровень знаний и у родителей по особенностям развития речи детей 4 – 5 лет.
  • Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр дома.

Перспективы развития проекта.

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию речи детей через дидактическую игру;
  • Дополнение системы дидактическим материалом и играми;
  • Дальнейшее привлечение родителей к пополнению картотеки дидактических игр в группе.

 

Литература.

1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

  1. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В.В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
  2. Краузе, Е. Логопедия. –  / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164.
  3. Микляева, Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
  4. / Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59.
  5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Подготовила: Воспитатель

 Карелина Л.Н.

Воронеж, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...