Педагогический проект в старшей группе на тему: «Свойства снега».
проект (старшая группа) на тему

Хромова Вера Александровна

Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение одной недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Свойства снега» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение одной недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svoystva_snega.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 комбинированного вида

Педагогический проект

в старшей группе

на тему: «Свойства снега».

Выполнила:

Воспитатель:

Высшей

квалификационной категории

 МБДОУ №34

 комбинированного вида

Хромова В.А.

Р.п. Большие Вязёмы

2015 г.

I Информационная карта проекта

Проект: «Свойства снега».

Автор проекта: воспитатель старшей группы МБДОУ №34 комбинированного вида: Хромова Вера Александровна

Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 неделя, с 18 января по 24 января

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, педагог.

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта:

Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение одной недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Свойства снега» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Новизна проекта: 

новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью. Важно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.

Во время зимней прогулки с детьми, педагог задаёт детям вопросы: «Что такое лёд? Какой бывает лёд? Почему предметы скользят по льду? Каким образом можно получить цветной лёд? Как люди применяют лёд?»

Цель проекта: 

исследовать, что такое снег и лед, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни

Задачи проекта:

Для детей:

Определить, при каких условиях образуется лёд;

 Исследовать свойства полученного льда;

 Каким образом в домашних условиях можно получить цветной лёд?

 Сделать выводы, которые мы получим в ходе наших экспериментов.

 Узнать, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый, обогатить речь детей описательными прилагательными) ;

 Узнать когда и откуда падает снег

 Сравнить снег и лед;

 Узнать, что иногда снег лепиться, а иногда нет;

 Узнать, что в тепле снег тает и получается вода;

 Определить чистоту снега и талой воды;

 Рассмотреть форму снежинок;

 Познакомиться со снежными играми;

 Познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Эксперименты и опыты на прогулке

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Для детей:

- дети приобретут новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения;

- научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой;

- формируют такие личностные качества, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку;

– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;

– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

– оптимизация детско-родительских отношений;

– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

II Краткое содержание проекта

    I этап подготовительный

Совместная деятельность с детьми.

Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.

Обогащение развивающей среды.

Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.

Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования) .

Работа с родителями.

Согласие к сотрудничеству.

   II этап основной

Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования). Подготовка предметно-развивающей среды (оформление информационной доски) .

Донести до участников проекта важность данной темы.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

«Зимние забавы».

Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.

Содержание:

Рассказ детей о любимых зимних забавах. Рассматривание иллюстрации «Дети и взрослые на зимней прогулке».

Беседа по картине.

Подвижные игры «Снежки», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки».

Заучивание стихотворения О. Высотской «На санках».

Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Беседа-рассуждение «Почему нельзя есть снег».

Целенаправленные наблюдения на прогулке.

Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится) .

Наблюдение зимних явлений в природе.

Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый) .

Изучение формы снежинок.

Хруст снега.

Чистота снега

Опыт: «Что быстрее тает снег или лед

Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой.

Элементарные опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками».

Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки».

Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Ветер веет. », Н. Некрасов «Снежок», Е. Благина «Снег», беседа «Сильный мороз».

Дидактические игры «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Кто на Севере живет? ».

Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».

Коллективное рассматривание творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.

Обогащение развивающей среды:

Работа с родителями:

Совместное с детьми изготовление творческой работы «Снежные впечатления».

Совместное с детьми наблюдение в раздевалке группы «Что тает быстрее снег или лед».

III этап – заключительный

просмотр презентации «Лёд, снежинка и вода»

Обогащение развивающей среды:

оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом».

Работа с родителями:

беседа родителей с детьми.

Самоанализ «Чем был полезен проект».

Результат:

В процессе работы над проектом мы узнали, что снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров -четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами. Снег образуется не наземной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.

     Снег не просто нечто эфемерное, непостоянное, сезонное. Не просто красивый спутник зимнего пейзажа. И даже прошлогодний снег отнюдь не бесполезен. Снег –это и высокие, устойчивые урожаи, это основа зимних дорог и даже аэродромов, это строительный материал для зимовий и различных хранилищ на севере, источник воды на юге. Со снежными запасами связаны водность рек и изменения климата целых районов. Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, кипенный, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства.

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Снег имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.

Список используемой литературы:

1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. -М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.

4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для 2 работы с детьми -7 лет. -М. :Мозаика-Синтез, 2013.

5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

6. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. .-М. : Мозаика-Синтез, 2013.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

8. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. - 2011.

9. И. З. Суриков «Сборник стихов». – Золотой серпок. М: Малыш, 1994.

10. Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Арктика и Антарктика. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

11. Серия «Рассказы по картинкам»

Зима. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

12. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

13. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

14. DVD-диски мультфильмов и из «Детского альбома»

15. Презентации.

16. Иллюстрации, сюжетные картинки.

Приложение.

При работе над темой мы прочитали много дополнительной литературы, и то, что нам особенно понравилось, мы собрали в данном приложении.

Рассказы о снежинках и снеге.

О снежинках .

     Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звездочки. Поймай их на рукавичку и разгляди хорошенько, только не дыши на них, а то растают.      Правда, красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с

лепестками, как у самых нежных цветов.

     Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки,превращая их в мелкую снежную пыль. И тогда их разглядеть совсем нельзя.

     Снежинки образовались в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до самой земли и покрывают её снегом. Пробеги по снегу в ясный морозный день. Слышишь, как скрипит под ногами?Знаешь, почему?

     Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучи холодных звездочек, которые ломаются у тебя под ногами.

     А снег все идет, и день за днем кружатся в воздухе блестящие снежинки. Они ложатся на поля и луга, их засыпают все новые и новые хлопья снега, они покрывают землю большими сугробами.

                                                                                                       По Н. Калининой Где рождается снег?

     Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие,сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем как дождь.

     Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась свежая струя морозного воздуха, и... неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег! Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды.

     Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была

разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки — красивые шестиугольные звездочки.Все бывает совсем по-другому.

     Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-хрусталики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, завивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.

     В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.

                                                                                                           М. Гумилевская.

Стихи про снег.

Николай Некрасов «Снежок».

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Валентин Берестов «Снегопад».

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложится белый-белый.

Отчего же так темно?

Виктор Лукин «Снег».

Ни ветерка, ни солнечных лучей,

И мухи снежные роятся и кружатся.

На сучья дуба, на ветви тополей,

На колкие кусты ложатся.

Наполнен воздух шепотом зимы.

Белы карнизы, крыши и пороги.

Кристально-чистые волнистые холмы

Вздымают свои спины у дороги.

Бледнее тени сумрачный закат.

Случайный проблеск с запада приходит.

И в огненный одетая наряд,

Малиновка тоскливо песнь выводит.

Загадки про снег.

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт.

(Снег)

Без крыльев, а летит,

Без корней, а растёт.

(Снег)

 

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит

(Снег)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой.

(Снег)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

(Снег)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает -

Ковром устилает.

(Снег)

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды,

А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах.

 (Снег)

На дворе горой,

А дома водой.

(Снег)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое,

Землю грело.

Ветер подул,

Одеяло согнул.

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

(Снег)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Пословицы и поговорки.

Задержишь снег на полях зимой, будешь с хлебом весной.

Зима без снега - лето без хлеба. Много снегу - много хлеба.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Хороший снежок урожай сбережет.

Снег на полях – хлеб в закромах.

 

Народные приметы, связанные со снегом.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.

Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.

Если снег осел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада, то наступит продолжительное потепление.

Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

Снег прилипает к деревьям – тепло будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства магнита»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеТема: «Свойства магнита»...

Конспект интегрированного занятия по формированию экологических представлений и аппликации для детей средней группы Тема: «Свойства снега»

Занятие интересно экологическими опытами. Дети учатся экспериментировать , ставить гипотезы и делать простейшие выводы.Занятие интегрированное: аппликация и ознакомление с окружающим миром....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группеТема: "Свойства воздуха"....

Презентация к конспекту НОД с детьми старшей группы. Тема: Свойство воды.

Презентация используется для ознакомления детей с цирковыми профессиями, развития любознательности....