Главные вкладки

    Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

    Воспитатель: 1 квалификационной категории  Свинцова Е.А. МКДОУ

    Детский сад  «Колокольчик»  п. Пурпе  Пуровского  района,  ЯНАО

    Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

    Задачи:

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

    - развивать навыки проведения опытов;

    - поощрять выдвижение гипотез;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

    Гипотезы:

    - воздух постоянно нас окружает;

    - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - воздух есть внутри людей;

    - без воздуха не возможна жизнь;

    - воздух не имеет запаха, но может передавать запах  предметов;

    - ветер - движение воздуха,

     

    Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  стаканчики  с водой  по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка,  шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные  веер  и музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка;  киндеры  с «запахом» и без запаха  по одному  на ребенка,  миски с водой  на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

    Изготовление  «ракеты»:

     1. Надуть воздушный шарик. Легко  завязать его край.

     2.  Продеть нитку через трубочку.  Оба  конца  нити привязать,  в  разных  сторонах  комнаты, к  каким-то  предметам ( я привязала  к  ручкам дверей)  

     3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику. image

     

    Возрастная группа:  старшая.

    Ход.

    1.Организационный момент.

     В.  Ребята,  сегодня Знайка  передал нам, новое задание,  оно  вот  в этой  красивой  шкатулке.  Он   хочет, чтобы мы с вами  узнали  что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё  внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

    Дети. Шкатулка пустая,  в ней ничего нет.

     В.:Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что,  вы узнаете,  если отгадаете загадку:

         "Через нос проходит в грудь

          и обратный держит путь.

          он невидимый, но все же

          без него мы жить не можем".   (Воздух).

    Основная часть.

    В. : Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

    В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!  (Ответы детей)

    В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Опыт 1.  (Поймаем воздух)

    В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

    В.: Давайте  наберем  в пакет воздух и закрутим  его. Что случилось с пакетом?

    Дети. Пакет стал толстый.  Он  полон воздуха,  и  похож на подушку.

     Воздух занял всё место в пакете.

    image

    В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети:В нём нет воздуха, он весь вышел.

    В.:  Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

    Вывод (делают дети):воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

    Опыт 2 (Воздух в человеке)

     В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом).  Давайте  это проверим,  сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух)  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

    Дети. Мы выдыхаем воздух и  в воде появляются пузырьки. Значит,  внутри нас есть воздух.

    В.А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. Долго человек может не дышать?

    Дети.Нет, без воздуха человек умрет.

    В. Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

    В. Предлагаю вам  услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

    Дети:  он  внутри шариков.

    image

    В. Чтобы услышать воздух,   спустите наши шарики  Что происходит?

    Дети:воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

    В.Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?  Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха,  воздух  дрожит, поэтому возникает звук.

    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух,  и тогда мы можем его услышать.

    Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

    В.: Итак, воздух окружает нас.  Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

    Дети.  Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть  на ладонь.

    Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

    В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

    Что чувствуете? (ТЕПЛО)  А теперь помашите  рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

    В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в  лицо дует ветерок.

    В.:  Какой делаем вывод?

    Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

    Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

     В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

    Дети.Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

    В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

    В.: Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

    Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

    В.:  Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

    Опыт 6 (воздух легче воды)

    В. Ребята,  у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте  их "утопить".  Почему они не тонут?

    image

    Дети.Внутри  киндеров  и игрушек  есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

    Вывод:Воздух легче воды.

    Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

    В.  Посмотрите,  у нас  к старту готова  «ракета», давайте отправим её  в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт  (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и  он,  как настоящая ракета  летит от одного конца нити к другому).

    В.: Что было внутри нашей ракеты.  Почему  она  полетела?

    Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух  вырывался из шарика и  поэтому он двигался.

    Вывод. Воздух может двигать предметы.

    Итог.

    В.- Итак, что же такое ВОЗДУХ?

    Дети: воздух - это газообразное вещество,  не имеющее цвета, вкуса, запаха.

     В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите  зелёный  кружок, если не согласны,  красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

    ●Воздух окружает нас со всех сторон.

    ●Воздух можно услышать.

    ●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    ●Чистый воздух не имеет запаха ,  но может передавать запах предметов.

    ●Человек  может жить без воздуха.

    ●Ветер – это движение воздуха.

    ●  Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    ● Воздух может двигать предметы.

    ● Воздух тяжелее воды.

    Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам  дома рассказать  про  нашего  нового  знакомого  невидимку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

    Воспитатель: 1 квалификационной категории  Свинцова Е.А. МКДОУ

    Детский сад  «Колокольчик»  п. Пурпе  Пуровского  района,  ЯНАО

    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

    Задачи:

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

    - развивать навыки проведения опытов;

    - поощрять выдвижение гипотез;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

    Гипотезы:

    - воздух постоянно нас окружает;

    - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - воздух есть внутри людей;

    - без воздуха не возможна жизнь;

    - воздух не имеет запаха, но может передавать запах  предметов;

    - ветер - движение воздуха,

    Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  стаканчики  с водой  по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка,  шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные  веер  и музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка;  киндеры  с «запахом» и без запаха  по одному  на ребенка,  миски с водой  на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

    Изготовление  «ракеты»:

     1. Надуть воздушный шарик. Легко  завязать его край.

     2.  Продеть нитку через трубочку.  Оба  конца  нити привязать,  в  разных  сторонах  комнаты, к  каким-то  предметам ( я привязала  к  ручкам дверей)  

     3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

    Возрастная группа:  старшая.

     Ход.

    1.Организационный момент.

     В.  Ребята,  сегодня Знайка  передал нам, новое задание,  оно  вот  в этой  красивой  шкатулке.  Он   хочет, чтобы мы с вами  узнали  что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё  внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

    Дети. Шкатулка пустая,  в ней ничего нет.

     В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что,  вы узнаете,  если отгадаете загадку:

         "Через нос проходит в грудь

          и обратный держит путь.

          он невидимый, но все же

          без него мы жить не можем".   (Воздух).

    Основная часть.

    В. : Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

    В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!  (Ответы детей)

    В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Опыт 1.  (Поймаем воздух)

    В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

    В.:  Давайте  наберем  в пакет воздух и закрутим  его. Что случилось с пакетом?

    Дети. Пакет стал толстый.  Он  полон воздуха,  и  похож на подушку.

     Воздух занял всё место в пакете.

    В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

    В.:  Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

    Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

    Опыт 2 (Воздух в человеке)

     В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом).  Давайте  это проверим,  сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух)  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

    Дети. Мы выдыхаем воздух и  в воде появляются пузырьки. Значит,  внутри нас есть воздух.

    В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. Долго человек может не дышать?

    Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

    В. Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

    В. Предлагаю вам  услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

    Дети:  он  внутри шариков.

    В. Чтобы услышать воздух,   спустите наши шарики  Что происходит?

    Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

    В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?  Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха,  воздух  дрожит, поэтому возникает звук.

    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух,  и тогда мы можем его услышать.

    Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

    В.: Итак, воздух окружает нас.  Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

    Дети.  Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть  на ладонь.

    Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

    В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

    Что чувствуете? (ТЕПЛО)  А теперь помашите  рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

    В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в  лицо дует ветерок.

    В.:  Какой делаем вывод?

    Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

    Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

     В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

    Дети. Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

    В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

    В.: Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

    Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

    В.:  Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

    Опыт 6 (воздух легче воды)

    В. Ребята,  у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте  их "утопить".  Почему они не тонут?

    Дети. Внутри  киндеров  и игрушек  есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

    Вывод: Воздух легче воды.

    Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

    В.  Посмотрите,  у нас  к старту готова  «ракета», давайте отправим её  в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт  (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и  он,  как настоящая ракета  летит от одного конца нити к другому).

    В.: Что было внутри нашей ракеты.  Почему  она  полетела?

    Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух  вырывался из шарика и  поэтому он двигался.

    Вывод. Воздух может двигать предметы.

    Итог.

    В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?

    Дети: воздух - это газообразное вещество,  не имеющее цвета, вкуса, запаха.

     В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите  зелёный  кружок, если не согласны,  красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

    ●Воздух окружает нас со всех сторон.

    ●Воздух можно услышать.

    ●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    ●Чистый воздух не имеет запаха ,  но может передавать запах предметов.

    ●Человек  может жить без воздуха.

     Ветер – это движение воздуха.

      Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    ● Воздух может двигать предметы.

    ● Воздух тяжелее воды.

    Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам  дома рассказать  про  нашего  нового  знакомого  невидимку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»

    Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...

    Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Счет в пределах 7».

    Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: "Счет в пределах 7"...

    Конспект образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы на тему: «Зимний лес»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»Конспект образовательной деятельности  в режимных моментах с детьми старшей группы...

    Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха».

    Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через ...