Главные вкладки

    Сказка-как основа нравственности
    статья на тему

     Авторская методика  Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки" способствует формированию основ нравственности у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazka-kak_osnova_nravstvennosti.docx31.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Сказка-как основа нравственности»

    Читайте сказки, стар и млад,

     И в доме вашем будет лад,
    И в жизни все осуществится,

     Не бойтесь мудрости учиться!

    Мария Скребцова

           

       Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе в последние годы приобрела особое значение. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, изменилось и отношение людей к Родине. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной системы ценностей.    Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.                                                      

     Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития личности, воспитание гражданина России. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» ориентирована на патриотическое воспитание всего населения, однако анализ содержания данной программы показывает, что дошкольный возраст в ней не отражен».

    Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки для формирования  патриотических чувств у детей, формируются  представления  о родном крае и родной природе, мире, где живет человек.

    Любовь к Родине берет свое начало в семье, в родном доме, родном поселке. Э.К.Суслова пишет о родном доме так: «Родной дом – сложное многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; первых друзей, природу».

    С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит народ, ненавидеть то, что ненавидит народ. А это и есть начальный этап формирования у детей патриотизма.

    Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это  и родная улица,  детский сад, родной город, село, позже не только малое (родной край), но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

    В.А.Сухомлинский ставит на первое место в эмоциональной жизни ребенка мать и ее отношения, влияющие на ребенка, недооценить  нельзя: «Мать – это светоч эмоциональной жизни ребенка. От того, как ребенок воспринимает лучи этого светоча, как черпает в материнском сердце живую воду чувств, в огромной мере зависит воспитание у него любви к великой святыне – Родине». У В.А.Сухомлинского отношение с матерью ассоциируется с отношением к Родине.

    Заметим, что М.Рубцова выделяет как главный компонент не только мать, но и семью, и близких людей, то есть ту социальную среду, в которой живет ребенок. Она считает, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. Семья - это корни, которые связывают его с родными людьми и ближним окружением. Семья – главный воспитатель ребенка. Именно в ней от старших к младшим, от родителей к детям передаются знания, устои, традиции, вызревают патриотические чувства».

    М.Рубцова считает, что работа по формированию патриотических чувств у детей будет проходить более эффективно, если дошкольное учреждение установит тесную связь с семьей. По мнению автора, детский сад в своей работе с семьей должен учитывать эти особенности и правильно определять место семейной педагогики в общем, воспитательном процессе. Родители должны стать не только  помощниками детского учреждения, а равноправными участниками формирования детской личности».

     В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, среди них:

    •формирование начал патриотизма и гражданственности;

    •формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

    •формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

    •воспитание уважительного отношения к труду.

     Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют главное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    ФГОС ДО ставит перед педагогами задачи:

    • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

    • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    • формирование учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

    Из этих задач вытекает, что в дошкольном образовании мы должны уделять особое значение нравственно-патриотическому воспитанию детей.

     Современное общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.

     Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература. «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

    Литературные произведения являются для дошкольников не только источником радости, но и  источником всестороннего воспитания. Они знакомят с окружающим  миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

    В процессе ознакомления с художественной литературой у детей воспитывается любовь к своей стране, к взрослым, к их труду, доброжелательные отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируется чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.

    Дети с детства любят сказки. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка - творчество народа, а литературная дидактическая сказка – авторское произведение.

    Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

    По результатам наблюдения и проведенной диагностики по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в  книге «Диагностическое обследование детей»,  с целью выявления у них сформированности нравственных представлений, были сделаны выводы о недостаточной сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Возникла необходимость в разработке системы мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    После проведенного анализа литературы по данной проблеме, был разработан и внедрен   в практику долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В стране добрых сказок».  Целью данного  проекта было духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через использование  литературных произведений, в частности, авторских сказок. Решались следующие задачи: способствовать формированию духовно-нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста; способствовать воспитанию у детей таких качеств, как: честность, доброта, правдивость; систематизировать,  обобщить и представить опыт педагогам на разных уровнях.

     За основу была взята  методика «Добрые сказки» М.Скребцовой А.Лопатиной.  Авторы данной методики считают, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе и предлагают взглянуть на жанр сказки как на поучительный материал, который, с одной стороны, близок душе маленького ребенка, а с другой стороны, обучает его. «Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом!», «Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество» (Мария Скребцова, Александра Лопатина)
            Скребцова Мария и Лопатина Александра являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию детей. «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах». В этой книге детям рассказывается о любви к маме, к животным, к Родине, о дружбе и взаимопомощи и о многом-многом другом. «Беседы и сказки о семье», «Вечная мудрость сказок» - это далеко не полный список книг, которые предлагают авторы. Их книги - это мудрые, добрые, обучающие и одновременно  воспитывающие сказки. Эти книги не только для педагогов, но и для тех родителей, которые хотят заинтересовать детей учебой и чтением, научить их осмысливать поступки и решать свои проблемы, помочь им понять законы добра и справедливости, научить видеть красоту и многообразие жизни. Занятия в книгах этих авторов состоят из сказок, игр, бесед и заданий, которые направлены на внутреннее проживание той или иной темы, на творческое развитие детей. Произведения этих авторов предполагают совместное чтение.

    Чем же уникальна  методика Лопатиной - Скребцовой? Самое важное в этих книгах – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Согласно их методики, нравственность детей можно воспитать через сказки.

    В книгах задания помогают дошкольникам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, развивать творческие способности, налаживать доброжелательные отношения с родителями и сверстниками.

    Сказки, услышанные в этом возрасте, во многом формируют у детей восприятие действительности, этические нормы. Чтобы не пускать этот процесс на самотек М. Скребцова и А. Лопатина систематизировали творчество разных народов, выбрали те произведения, которые больше всего помогут воспитать у ребенка честность, доброту, смелость, правдивость. В нравственном и творческом воспитании они видят главный смысл обучения. Ребенок должен знать не «что» он учит, а «зачем» он это делает и «как» это ему пригодится в жизни.

    Занятия по методике Скребцовой - Лопатиной  проходят с обязательным участием взрослого, через диалог и совместное творчество. Это могут и индивидуальные, и коллективные занятия. Мы в своей работе отдавали предпочтение групповым занятиям.

    Таким образом, можно утверждать, что использованный комплекс форм и методов работы по развитию духовно - нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, позволяет обогатить опыт детей старшего дошкольного возраста, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение детей в лучшую сторону. С уверенностью можно сказать, что реализация проекта «В стране добрых сказок»  способствовала формированию нравственных  представлений у детей старшего дошкольного возраста. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость,  более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни. По результатам наблюдения и проведенной диагностики, можно отметить, что дошкольники стали более общительны, доброжелательны,  стали реже конфликтовать друг с другом.

    В заключение хочется подчеркнуть, что  не стоит ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, но если в результате педагогической работы ребенок будет с любовью и уважением относиться к  своим близким, сверстникам, располагать знаниями о своей семье и ее традициях, будет изучать и любить природу родного края, уважать труд взрослых. Если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, интересоваться книгами, петь песни, то можно считать, что задача воспитания начал патриотизма выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

    Список использованной литературы:

    1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва. (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2017, N 0001201710170001).

    2.Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 5-14.

    3.Сухомлинский  В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990.

    4.Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике//Педагогика, 2009, No10, с.36-46.

    5.Нравственное воспитание в детском саду/Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: «Просвещение», 1975. –256 стр.

    6.Интернет источники: www.dobrieskazki.ru; www.dobrieskazki.ru/history.htm;

    www.koob.ru/lopatina/ ; http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-lyubvi-k-rodine


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"

    Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личнос...

    "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей"

    Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

    Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...

    Авторская парциальная рабочая программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

    Авторская парциальная рабочая программа«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...

    «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

     В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому ...

    «Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

    Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

    Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"

    Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...