Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Митрохина Татьяна Анатольевна

Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с народной сказкой. Проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка для ребенка такое же

                                                         серьезное и настоящее дело, как  игра:

она нужна ему для того, чтобы

определиться, чтобы изучить себя,

измерить, оценить свои возможности.

Джанни Родари

ТЕМА ПРОЕКТА

Влияние народной сказки на формирование

нравственной и культурной основы личности ребенка

Творческое название

«Ты детям сказку расскажи….»

Автор проекта:

воспитатель МДОУ №26 «Колосок»

Митрохина Татьяна Анатольевна

г. Мичуринск, 2009 г.


Актуальность темы

• Сказки – детские спутники на пути в мир взрослых: они воспитывают, знакомят с народными сокровищами, учат мудрости и поэтому всегда актуальны.

• Сказки – способ получения информации. При чтении сказки развивается воображение ребенка. Он задает много вопросов, обогащает свою речь, ребенок расширяет словарный запас.

• Возраст от 6 до 7 лет является периодом интенсивного присвоения ребенком знаний и социального опыта. Необходимо помочь ребенку распознать, что есть добро, а что – зло, передать ему свое положительное мироощущение.

• Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий.

• К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Как сказка влияет на формирование нравственных и культурных основ личности?

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТИП ПРОЕКТА: Информационно-практический

ПО ХАРАКТЕРУ И СОДЕРЖАНИЮ: Ребенок – педагог – родители - общество

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: Групповой

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: Долгосрочный

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: Презентация


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ 

• Как повысить интерес детей к сказке?

•Какие средства использовать при ознакомлении детей со сказками?

• Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению со сказкой?

УЧАСТНИКИ: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальной руководитель, родители

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

• В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа.

• Из фантастического мира сказки ребенок черпает информацию, которую потом использует в реальности.

• Сказка должна способствовать развитию нравственных качеств ребенка.

• Рассказывая сказку, родители создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта.

• Сказка являясь «творением могучего таланта» народа, влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал.

• Народные сказки помогают ребенку понять общепринятые нормы морали, но при этом еще и формируется его характер.

ЦЕЛЬ: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с народной сказкой.

ГИПОТЕЗА: Если не знакомить ребенка с народной сказкой, то очень сложно раскрыть нравственные ценности, реализовать его эмоциональные, творческие потребности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

• Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев.

• Развитие общих способностей ребенка путем расширения спектра практических дел.

• Развитие связной монологической речи посредством игр-драматизаций, в процессе придумывания продолжения сказок.

• Применение мнемотаблиц для знакомства с окружающим миром

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

• Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.

• Сохранить и укрепить здоровье детей и эмоциональное благополучие.

• Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.

• Показать родителям приемы и методы работы с детьми по методике ТРИЗ, приобщить родителей к семейному чтению народных сказок.


ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения.

• Использование сказкотерапии для индивидуальной и фронтальной работы.

• Выявление интереса к сказке, умение аргументировать свое эмоциональное отношение к ее героям.

• Влияние сказки на речевое развитие ребенка.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Подготовительный (сентябрь)
  2. Основной (октябрь - апрель)
  3. Заключительный (май)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Анкетирование родителей «Дошкольник – читатель или слушатель?»

Митрохина Т.А.

сентябрь

2.

Викторина по сказкам

Митрохина Т.А.

сентябрь

3.

«Круглый стол»  с участием родителей  -   Проектная деятельность дошкольников – успешность обучения в школе.

воспитатели

родители

сентябрь

4.

Исследование и подбор

 сказочных произведений, наглядно-дидактического материала

Митрохина Т.А.

сентябрь

5.

Информирование родителей о начале работы  проекта (создание буклета)

воспитатель

сентябрь

ОСНОВНОЙ ЭТАП

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Проведение ООД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) по лексическим темам недели

воспитатель

октябрь - апрель

2.

Экскурсия в библиотеку. Выставка рисунков.

воспитатель

ноябрь

3.

       Конкурс «Сочинение сказок».

воспитатель

родители

декабрь

4.

        КВН по сказкам с участием родителей.

воспитатель

родители

январь

5.

        Драматизация сказок, показ настольного театра.

воспитатели

февраль

6.

Деятельность детей: лепка, аппликация

 «Мой любимый сказочный герой».

воспитатели

Дети

октябрь-апрель

7.

            Вечер сказок (с участием родителей).

воспитатель

родители

октябрь-апрель

8.

           Кукольный театр силами детей.

воспитатель

дети

март

9.

Составление кроссвордов, мнемотаблиц

Оформление творческого альбома детей.

воспитатель

дети

Октябрь-

апрель

10.

Презентация проекта в форме организации музея

 «В мире любимых сказок».

воспитатель

дети

родители

апрель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Обработка и оформление материалов проекта

воспитатель

май

2.

Анализ результативности проекта

воспитатель

май

3.

Представление материала на итоговом педсовете

воспитатель

май

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

• На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди

• Дети знают любимых сказочных героев своих близких, могут составить рассказ из нескольких предложений

• Умеют слушать сказки и выражать свое отношение к героям

• В группе создан музей «В мире любимых сказок», где представлены работы детей, выполненные своими руками или вместе с родителями

• Посредством сказкотерапии, игр – драматизаций наблюдается развитие связной речи

• По итогам проектной деятельности отмечена динамика развития общих способностей ребенка

• Активное участие родителей в реализации проекта – 75,5%.

ВЫВОД

Полученные данные материалов результативности подтверждают, что народная сказка является эффективным средством воспитания личностных качеств, нравственных ценностей, эмоционального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка для формирования нравственных качеств у младших дошкольников

выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»

Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»...

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство».

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство». Цель: объ...

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию (музыка) для детей старшего возраста "Классическая музыка, как средство повышения нравственного и культурного уровня развития ребенка"

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям;  на  умственное, познавательное, трудов...

Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...

Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...