Мастер – класс Тема: «Русские народные сказки в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольного возраста».
материал
Развитие и воспитание нравственно - патриотических качеств через -знакомство детей со сказкой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: «Русские народные сказки в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольного возраста».
Цель:
- развитие и воспитание нравственно - патриотических качеств через -знакомство детей со сказкой;
- создание условий для взаимодействия и сотрудничества с педагогами посредством включения их в интерактивную игровую деятельность;
- развивать в педагогической среде чувство коллективизма и сотрудничества
Задачи:
- Мотивировать педагогов к формированию у детей нравственных качеств личности (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие – жадность);
- создавать необходимые условия предметно-развивающей среды, для знакомства детей со сказками не в ДОУ;
- расширять представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- использовать эффективные приемы и методы, воспитывать нравственные качества личности, через знакомство с народным творчеством.
- ориентировать педагогов на духовно-нравственное воспитание детей, через чтение сказок.
Форма проведения: Встреча.
Педагоги.
План проведения:
1. Вступительная часть - приветствие.
2. Актуальность.
3. Выступление по теме.
4. Игра- викторина для педагогов «В гостях у сказок».
5.Практическая часть.
Ход:
Вступительная часть - приветствие.
Добрый день Уважаемые педагоги, рада приветствовать Вас на сегодняшней встрече темой, которой является «Русские народные сказки в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольного возраста».
Актуальность.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Выступление:
Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми. Кто же из нас в детстве не любил слушать сказки? Со сказки начинается знакомство малыша с литературой, с миром взаимоотношений между людьми и со всем окружающим нас миром в целом. В сказках перед ребёнком возникают образы родной природы, персонажи с различными характерами; через них дети получают прекрасные образцы нравственности и патриотизма. С помощью народных сказок также формируются такие нравственные категории, как добро и зло, нельзя и можно, хорошо и плохо. Для девочек примером для подражания становится красная девица: умница и рукодельница. Для мальчиков – смелый, сильный юноша (Иван Царевич, Богатырь).
Например, сказки «Репка» и «Теремок» учат малышей быть дружными, трудолюбивыми, помогать друг другу.
Наказ слушаться старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Маша и медведь». Непослушание может обернуться опасностью, но, если уж и попал в беду, надо стараться найти выход из сложившейся ситуации.
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Это мы видим в сказках «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка».
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
В любом случае задача нравственно-патриотического воспитания так или иначе решается в каждой сказке. Сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, а плохие качества, такие как трусость, жадность, желание легкой наживы и т. п. осуждает.
Игра- викторина для педагогов «В гостях у сказок».
Приглашаем вас совершить путешествие в удивительную страну сказок. В игре вам придётся проявить находчивость и смекалку.
- Готовы, и мы отправляемся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться? Вот и первый конкурс. Вы должны вспомнить как можно больше различных видов сказочного транспорта и средств передвижения.
Конкурс 1.
- Какие необычные средства передвижения бывают в сказках?
( Ответы: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет, конёк- горбунок, серый волк, кит, орёл, гуси-лебеди).
Воспитатель : Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Сим - салабим в страну сказок летим» - Все ближе и ближе сказочная страна. Ковер - самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.
У лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный.
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит… Здравствуйте! Я тот самый ученый Кот, который рассказывает сказки. А вы любите сказки?
Чтоб героев книг узнать – надо книги всем читать.
Я читаю, много знаю, и того же вам желаю.
Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы.
Да вы и так давно их знали. Ну что, проверим это?
Конкурс 2.
«Перевёртыши» Я буду говорить название сказки или сказочного героя, но все слова буду заменять на противоположные по смыслу. А вы попробуйте это разгадать. Например, «На дереве лежала саранча» - это значит «В траве сидел кузнечик».
«Марусино счастье» - «Федорино горе».
Кастрюлька супа (Горшочек каши)
Милый лебедь (Гадкий утенок)
Кубик (Колобок)
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)
Дождливый король (Снежная королева)
Король-головастик (Царевна-лягушка)
Бодрствующее чудовище (Спящая красавица)
Жилистый смертный (Кощей Бессмертный)
Километровочка (Дюймовочка)
Пациент Ойздоров (Доктор Айболит)
Синяя косынка (Красная Шапочка)
Король – хохотун (Царевна – несмеяна)
Крестьянка на арбузе (Принцесса на горошине)
Конкурс 3.
«Логика» вы должны при помощи изображений угадать сказку.
За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Внимательно посмотрите на эти фигуры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы.
-большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)
– три одинаковых розовых кружка («Три поросёнка»)
– три коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»)
– оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль»)
Конкурс 4.
Сейчас вы услышите музыку из сказки.
1.Антошка
2.Бременские музыканты разбойники
3.Буратино
4.Голубой вагон
5.Дед Мороз и лето
6.Как бы не было зимы. Простоквашино.
7.Красная шапочка
8.Ну погоди
9.Облака
10.Песня кота Леопольда
11.Песня львенка и черепхи
Конкурс 5.
Назовите героя сказки, который вам отправил телеграмму .
1. Отдам метлу в хорошие руки. (баба-Яга)
2. Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
3. Дорогие гости, помогите! Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)
4. Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
5. Обменяю азбуку на семена денежного (золотого) дерева. (Буратино. «Приключения Буратино»)
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)
7. Отмою все! («Мойдодыр»)
8. Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби (Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
9. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
10. Предлагаю новое корыто, в обмен на стиральную машину (Старуха. «Сказка о золотой рыбке»).
11. Предлагаю услуги приведения для отпугивания мошенников. (Карлсон)
12. Умело чеканю золотые монеты ударом копыта («Золотая антилопа»)
13. «Пришлите маслица. Подавился бобовым зёрнышком!» («Петушок и бобовое зернышко»)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.
Наше путешествие подходит к концу.
В сказках ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие народные сказки дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т. д.
2. Практическая часть.
Предлагаю вам изготовить конусный театр сказки «Теремок» из предложенного здесь материала. Каждый из вас выберет героев.
Посмотрите, какие прекрасные театральные атрибуты получились у нас! Предлагаю показать свое творчество. Разыграть отрывок сказки, атрибуты к которой вы сделали.
В это время звучит легкая музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение русских сказок в формировании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.
Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм ...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...

Развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством формирования представлений о спорте и Олимпийских игр
Презентация "Развитие нравственно- патриотических качеств детей дошколного возраста посредством формирования представлений о спорте и Олимпийских игр"...

Русская народная сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста
Народные сказки – это самая древняя и распространенная форма устного народного творчества. Овладение родным языком развития речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном ...