Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ерилина Галина Александровна

МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского муниципального района

 Республики Мордовия
 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Богатыри земли русской»

 


 


 


 


 


 

                                                                                  Подготовила: воспитатель

                                                                                  МБДОУ «Лямбирский                                

                                                                                  детский сад№2 «Родничок»                                   

                                                                                  Ерилина Г.А.
                                                


 


 

 


                                                             2018 год

 

Конспект интегрированного занятия «Богатыри Руси»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы

Цель: сформировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников.

Задачи: сформировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитников земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний,традициям, песен о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: палица, меч и стрелы, копье и  кольчуга, др.

Предварительная работа.

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»

Чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Кожемяка».

Оборудование.

Иллюстрации богатырей Древней Руси: карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит) и оружия современных воинов (пистолет, ружье, винтовка, автомат) ; костюмы богатырей.

Ход занятия:

- Давайте встанем все в большой круг и поздороваемся:

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Посмотрите,  какой красивый круг.

- Ребята,  на что похож наш круг?

Дети: Шар, мяч, глобус.

- Мы жители одной планеты .

-Как называется наша планета?

Дети: Земля

-Ребята, давайте мы рассмотрим  глобус и найдем нашу страну.

-А как называется наша страна?

Дети: Россия.

Посмотрите какая большая и могучая страна вот ее граница.

- А кто охраняет границу нашей родины ?

- Армия, солдаты.

- Ребята ,а сейчас мы с вами отправимся в прошлое на машине времени, когда  не было России, а была Древняя Русь. И правил тогда не президент, а  русские князья. А на защиту вставали не армия ,а дружина. И служили они не на границе ,а  на заставе.

 (дети стоят в кругу с закрытыми глазами)

-Через время

-Через годы

-Пронеси сквозь непогоду

- Через годы пронеси

- И тихонько опусти. (музыка перелета)

Ребята, вот мы и оказались в Древней Руси.

С давних пор так повелось на Руси: как только приходил враг на нашу землю, всем миром поднимался народ - и стар и млад вставали на борьбу со злым врагом.

 Как вы думаете, как в те времена назывались защитники отечества?

Дети:  Богатыри.

Правильно, защитниками Руси были богатыри.

Богатыри - это герои русских былин, совершившие воинские подвиги, это могучие и бесстрашные воины.

-Посмотрите какие богатыри нас встречают. Знаете ли вы, как зовут богатырей?

Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, и т. д.

Какие богатыри?

Дети: большие, сильные, добрые, и т. д.

Слышите, ребята, кто то плачет. Посмотрите, малыш. Богатырь родился. С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, старинное. Вы знаете старинные имена? (Ответы детей)

Давайте назовем его Егорушкой. Егорушка – хозяин земли. Когда так называли ребенка, хотели, чтобы у него в будущем было много земли, и чтобы он был богат и счастлив.

Я хочу рассказать вам о некоторых народных обычаях, традициях.

Дети подходят к столу, на котором стоит тазик с водой, лежат монетки, уголек и зернышко.

В-ль: Ребята, здесь для Егорушки приготовлены вещи, вы знаете для чего нужны все эти предметы? Ответы детей.

- Эти вещи клали воду, когда купали первый раз малыша.

Сейчас мы будем «купать» младенца, кто-то из вас положит по – одному эти предметы, а я скажу, для чего он нужен.

Воспитатель опускает куклу в тазик, ребенок кладет в воду уголек.

В-ль: Привыкай. Егорушка, к домашнему теплу.

Ребенок кладет монетку.

В-ль: Будь, Егорушка, всегда богат.

Ребенок кладет зернышко.

В-ль: Будь, Егорушка, всегда сыт.

Ну вот, Егорушку мы искупали.

- А что же делали мамы, чтобы успокоить ребеночка, чтобы он уснул? Правильно, пели ему колыбельные песни. Рассказывали былины ,сказки.

Давайте мы сейчас вспомним, в каких сказках  говорится о богатырях.

Игра с мячом (Спящая царевна и семь богатырей, сказка о царе Салтане , Фенист ясный сокол, Илья Муромец и соловей- разбойник, Алеша Попович и Тугарин Змеёвич , Руслан и Людмила,  Никита Кожемяка, Булат- молодец)

-Ребята, а богатыри обладали силой великою и добрым сердцем. А откуда у богатырей такая сила? Может, они в спортзал ходили или гири поднимали?

А сейчас мы узнаем, откуда у богатырей сила могучая.

-Ребята я вам раздам карточки с картинками, а вы составьте предложение.

- А начнем мы предложение со слов:

«Богатырь силен потому ,что он пил ключевую воду»,

 «Богатырь силен потому, что ел кашу»,

«Богатырь силен потому, что делал зарядку»,

«Богатырь силен потому, что он пахал землю»,

 «Богатырь силен потому, что охотился»,

«Богатырь силен потому ,что  сеял зерно»

«Богатырь силен потому, что ковал железо»

«Богатырь силен потому, что косил траву»

«Богатырь силен потому ,что участвовал в битвах»

Вот мы и узнали, откуда у богатырей сила могучая. А сила им с рождения дана на добрые дела.

Люди добрые ,а сейчас покажем мы вам про житье – бытье в старину русскую. Уходили богатыри в поход на заставу служить русскую землю защищать.

Ребята ,а сейчас мы соберем богатыря  в  путь дорогу.

Подойдите к столу и подберите  защитную одежду и оружие.

(на столе лежит картинка богатыря, карточки с оружием и одежды)

Вот мы одели и вооружили наших богатырей .Когда два богатыря встречались, они мерились друг с другом силою. И тогда земля тряслась, будто столкнулись две горы. И на поле оставался, сильнейший.

-Ребята, а вы знаете, с кем вступали в бой наши богатыри.

-Илья Муромец и соловей разбойник;

-Добрыня Никитич и змей Горыныч;

-Алеша Попович и Тугарин Змей.

Вот и я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

Богатырь-вот он каков

(Показывают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастем, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Ребята, а давайте, и мы создадим свою дружину. У вас на столах лежат картинки с богатырями, а кольчугу  мы  им  сделаем сами.  Тело богатыря защищает кольчуга, сделанная из железных колец (Дети садятся за столы и приступают к изготовлению кольчуги . Начинают с нижнего левого угла ,поетки вдавливаем в пластилин, как можно ближе друг к другу )

   На одну кольчугу нужно было использовать 25 тысяч колечек. В такие маленькие колечки трудно было попасть стрелой, а топор проскальзывал по металлу и не поражал тело воина. Так кольчуга защищала тело богатырей.

А теперь давайте выстроим свое войско богатырей (панно ).

 - Раздается «тиканье» часов», воспитатель говорит, что часы вернули нас в настоящее, дети рассматривают свои работы, подводится итог занятия.

 

О чем мы с вами говорили? Что нового узнали для себя? Понравилось ли вам наше занятие? Что больше понравилось ? Каким способом мы с вами делали кольчугу для богатырей? Что было вам труднее выполнять?

На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо! До свидание

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Познание" Тема: "Илья Муромец – богатырь земли русской»

Занятие рассказывает об истории России, богатырях. О том, как жили люди в старину, чем занимались....

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри Земли Русской"

Интегрированное спортивно-познавательное занятие по патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада. Можно провести к празнованию Победы в Великой Отечественной Войне или...

Интерактивная книга – развивай-ка по патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»

Данное методическре пособие было создано в ходе познавательного проекта "Русские Богатыри". Проведено на городском методическом объединении воспитателей ГО В-Пышма....

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)

ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема:  отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа,  о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...

Занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"

Занятие по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...