Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Богатыри земли русской" (нравственно-патриотическое воспитание), старший дошкольный возраст
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
старшая группа
Тема: «Богатыри земли русской»
Программное содержание:
Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки.
Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение четко декламировать стихотворение; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями.
Область «Физическое развитие»: воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий; совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Область «Художественно – эстетическое развитие»: познакомить детей с великим полотном художника В.М. Васнецова «Богатыри»; развивать у детей эмоциональное восприятие музыки; согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: активизировать основные формы приветствия и прощания; вызвать интерес к предстоящей деятельности; побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию; обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России и своего края, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карты России.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Финист - Ясный Сокол», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне»
Речевое развитие: заучивание стихотворений о Родине, богатырях; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.
Изобразительная деятельность: рисование: «Русская береза», «Русский богатырь», «Оружие богатыря», «Богатырский конь»
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование:
Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой, картинки с изображением оружия, шаблоны оружия богатырей.
Ход НОД
На доске слайд русское поле. Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением. Давайте мы все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям добрые улыбки.
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? – Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина? Что есть в нашей России?
На экране слайд — карта России.
Дети: большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля.
Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Вот как много места занимает территория России.Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Это огромное государство!
Сегодня мы с вами поговорим о прошлом нашей Родины, о наших предках.
Кто такие предки?
Дети: Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь, а людей называли – Русичи. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Они любили свою Родину.
Воспитатель: Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
Дети. «Славяне» похоже на слово «слава».
Воспитатель: А это значит, что славяне – это славный народ.
Воспитатель: Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов - иноземцев (жители другой страны, басурман) – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Народная мудрость гласит: «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может». Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. А вот кто эти люди, которые защищали наших предков, мы узнаем, открыв сундук (ларец).
(Ответ детей: Это костюм богатырей, а люди, которые защищали это богатыри).
Воспитатель: Правильно, это богатыри.
Воспитатель: Славилась наша Русь богатырями – сильными и мужественными людьми.
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, поэм, из русских народных сказок, рассматривали картины.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле.
Воспитатель:В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Ребята, а какие они были, богатыри? Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Дети: Богатыри сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные. Высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Артем расскажет нам стихотворение о богатырях.
Силён как вольный ветер,
могуч как ураган,
Он защищает землю
от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
и стариков и матерей!
Воспитатель: Кого из богатырей вы знаете, кого узнаете на этой картине? Это картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»
Слайд картина «Три богатыря»
Воспитатель: Как зовут богатыря, который находится в центре?
Воспитатель: Кто сидит на белом коне?
Воспитатель: Кто из богатырей самый молодой?
Воспитатель: Что делают в поле богатыри?
Дети: На заставе (границе) охраняют Русь от врагов.
Воспитатель: Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Мимо них ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Стихотворение Миши С.
От зари и до зари
Дозор несут богатыри:
Добрыня, Алеша и старший Илья
Три, всем нам знакомые богатыря!
У каждого из них верный конь,
Он с ними и воду и в огонь.
В руках у них щит и меч,
Чтоб землю русскую беречь.
Чтоб рубежи родной земли
Враги нарушить не смогли.
Воспитатель: Чем схожи и чем отличаются богатыри?
Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?
Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.
Воспитатель: На кого из богатырей вы хотели бы быть похожи? Почему?
Воспитатель: Давайте представим, что мы тоже русские богатыри и отправляемся в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения: задания на смекалку и где мы сможем показать свою силушку богатырскую и удаль молодецкую. А вы бы хотели пройти путь богатыря?
Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть нам все преграды. Не испугаетесь?
Дети: Нет
Воспитатель: Перед тем как отправиться в поход богатыри надевали богатырские доспехи.
Вот наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие». Вы должны отгадать загадку и найти картинку с отгадкой на столе.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
Он и овощ и оружие (лук)
На лук натянутая бечева, зовется просто… (стрела)
Воспитатель: Ребята, а какое еще древнее оружие вы знаете?
Дети: меч, булава, кистень, копье, секира, топор, лук и стрелы, кинжал, цепи.
Общий слайд оружия богатырей
Воспитатель: А во что еще были одеты богатыри?
Дети: доспехи, сапоги, рубаха, латы, бармица (шлем).
Общий слайд одежды богатырей
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Слайд с картинкой дуба
Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Вот и второе испытание. Мы с вами богатыри и нам надо провести обряд. Давайте, встанем перед дубом и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:
У нас рос дубок – Вот таков
(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его – Вот так глубок!
(Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его – Вот так широки!
(Развести руки в стороны.)
Ветки его – Вот так высоки!
(Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч.
(Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч.
(Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра,
(Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: Молодцы ребята, обряд мы провели и теперь мы можем отправляться в поход.
Наше третье испытание. Найти дорогу, по которой нам идти.
Ребята, а как богатырь находил дорогу, по которой ему надо двигаться?
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подойдем к камню и прочитаем. (На камне надпись и стрелки, прочитать).
Ехать направо – деньги и слава,
Ехать налево – конь пропадет.
Если упрямо двинешься прямо – голову сложишь,
Значит вперед!
Воспитатель: Ребята, а почему богатыри выбирали самый трудный путь, вперед?
Дети: потому что они были уверены в победе, знали, что они сильные и идут на правое дело – на защиту слабых и обиженных.
Воспитатель: Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Змей Горыныч злой
Мост сломал здесь над рекой.
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Давайте проведем разминку.
Физкультминутка «Богатыри» Видео Слайд картинка богатыря
Богатырь – вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы преодолеем любые препятствия.
Воспитатель: Ребята, а вот и пятое испытание. Нам надо вспомнить сказки, где встречаются богатыри. А помогут нам в этом картинки из сказок. Слайд картинки из сказок про богатырей
«Илья Муромец и соловей разбойник»
«Добрыня Никитич и змей Горыныч»
Сказка о царе Салтане»
«У лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель: И последнее испытание, испытание богатырской силы.
А.Пахмутова «Богатырская сила». Звучит песня.
Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы,
Не топтать врагу землю–матушку,раз такие добрые молодцы на ней подрастают. Молодцы ребята.
Все преграды покорились
Дальше в путь мы все пустились
И вернулись мы домой.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое (Даниэль читает стихотворение)
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены,
Все рубежи родной страны!
Богатыри оставили своим потомкам, то есть нам, послание, свой завет. И я вам сейчас его прочитаю
- Защищать свою Родину, беречь её.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, в настоящее время есть богатыри? Кого можно назвать богатырями?
Правильно, ребята, на Руси всегда были, есть и будут славные защитники Родины. Это и солдаты, офицеры, которые охраняют родную страну. И смелые, отважные пожарные, спасатели. Я уверена, что когда вы вырастите, тоже станете сильными, мужественными, настоящими защитниками Земли русской.
Я хочу подарить вам талисман – «листочек дуба», чтобы вы всегда помнили о великом прошлом и стремились делать лучше наше будущее и будущее нашей Родины, как завещали нам богатыри.
Мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников нашей Родины. Впереди у них еще много испытаний, с которыми они обязательно справятся. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение
Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)
Мы ладонь к глазам приставим (далее по тексту)
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце – руки в бок
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Эта загадочная планета Земля"
Конспект познавательно – речевой непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 6 – 7 лет Тема: «Эта загадочная планета Земля»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Земля - наш общий дом"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Земля - наш общий дом"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Богатыри земли русской»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Познакомить детей с оружием богатырей. Развивать логическое мышление...

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Богатыри земли русской».
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы с ТНР. В ходе совместной деятельности дети знакомятся с картиной В.М.Васнецова "Три богатыря", рассматрив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет
Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Богатыри земли Русской»по программе «Социокультурные истоки»детей 5 -6 лет...
