"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему

Колотова Надежда Анатольевна

"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Калтасинский детский сад№ 2 «Рябинушка». МР Калтасинский район

 Республики Башкортостан

Педсовет

Тема:

«Сенсорно-двигательные игры

для детей раннего и младшего

дошкольного возраста»

                                                                                       Подготовила: воспитатель                    

                                                                      младшей группы

                                                                  Колотова Н.А.

с. Калтасы 2016г.

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсорная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др.  Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движении и телесных границ), а другой вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).

      Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: В предметной, познавательной, учебной деятельности, в контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.

      В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста  испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов, затруднения наблюдается почти у 70 % детей первых семи лет жизни. Даже незначительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, координации движении в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами. Несформированность  или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событии, впечатлений  и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри.

       Нарушение границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности,  импульсивности и непредсказуемости движении. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна  погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему.  Такие дети безынициативны и в общении,  и в предметной деятельности;  в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками-они обычно попадают в группу не желанных или отвергаемых партнеров.

       Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребенка не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы. Однако эти характеристики не являются главными  и единственными причинами проблем ребенка.

       Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

       В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный  пространственный образ. Часть из них известна как потешки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами  или песенками, так и движениями. Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешне и внутренне уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

- рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

-   ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно;

-   повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

-   эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, который малыш переживает вместе с близким взрослым.  

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста: к умыванию, одеванию и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы-движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.

Простые сенсорно-двигательные игры

«Потягушеньки»

Цель.  Игра направленна на восприятие крайних точек своего тела через максимальное  телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя  крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому.

Ход игры

Ведущий, сидя кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

  1. Потягу-у-шеньки-порастушеньки, вдоль растушеньки ( Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки вперед –вниз. Ладонями оглаживаем тело-плотно и ласково- от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног. Вытягиваемся до максимального размера тела в длину, обозначая эту длину тактильно.
  2. А поперек –толстушеньки, поперек толстушеньки. (Потягиваемся  руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело-растягиваемся на максимальную ширину, сжимаемся до максимальной ширины.  Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно.)
  3. Ручки –хватушеньки, ручки-хватушеньки, ручки- хватушеньки, ручки-хватушеньки. (Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.)
  4. А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки. (В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением, педагог дает возможность детям разогнаться  перед более мелкими движениями, акцент на самые удаленные точки тела.)
  5. А в роток –говорок. Ну-ка, выглянь язычок! ( Указательный палец к губам- подготовка  локального движения.)
  6. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю. (Движения языком, вертикальные  и горизонтальные.)
  7. Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался. Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. Дверь за ним крепко закрылась.  (Изменение глубины, движения во фронтальной плоскости и вертикальной).
  8. В роток-говорок (коснуться губ пальчиком),а в головку разумок (обхватить голову двумя руками).

Возможно,  дети не сразу смогут включится в действия, подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки»- пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано все тело. Другой вид игр-локальные. Здесь уже задействуются отдельные части-животик, или ножки, или стопы, или ладошки и.т.п.

«Ков- ковалек»

(модификация русской народной игры)

Цель. Обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре после предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Ход игры

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку теплую сапожку.

( Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.)

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на левую ножку теплую  сапожку.                                

( Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу на левую руку и                   правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.)

  1. Подкуем, подкуем, ножки бегайте бегом.

( топаем поочередно правой и левой ногой об пол или более сложный вариант поднимаем обе ноги невысоко от пола,  как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга.)

« Наши ручки в пляс пустились»

Еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также  спина.

Цель. Способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

  1. Наши ручки в пляс пустились, завертелись  ( обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью).
  2. Закружились ( руки полусогнуты в локтях, раскрытие кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз).
  3. На головке полежали (далее движения по тексту).
  4. И на плечиках полежали.
  5. На коленях полежали.
  6. И на ножках полежали.
  7. И за спину убежали.
  8. Спрятались.
  9. Где же, где же, где же наши ручки?  (руки остаются спрятанными за спиной.) Нету- нету -нету наших ручек. Где же, где же, наши ручки?
  10.   Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!  ( Хлопки по коленям.) Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела, но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме  того, в игру можно без ограничений вводить другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали,  на пяточках полежали и т.д. 2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося « рисунка»- хлопки по коленям, поворачивая ладони  то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.

«В нашем маленьком домике»

Эта игра проводиться по кругу, дети  садят на стульчиках или на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места.

Цель.  Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает  контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе ,так на восприятии тела в неподвижности . Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует  становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.

Ход игры

Кладем голову на  «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза –отдаем тяжести и расслабляемся.

  1. В нашем маленьком домике в колыбельках спят детишки (длинная пауза –отдаем тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть).
  2. Вот с  кроватки кувыркнулись, быстро-быстро все проснулись. (Переход  к легкости  и движению. Бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью-переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению).
  3. Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза спрятались и нашлись
  4. Плечики-плечики (плотно гладим одно плечо, потом другое)
  5. Спинка и грудь (медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь- разная степень доступности).
  6. Ты разбудить ничего не забудь!
  7. Ручки хлопают, ручки хлопают. А ножки топают, ножки топают (сидя топаем).
  8. Ру-ки хло-па-ют, ру-ки  хлопают.
  9. А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают.
  10. Ручки хлопают, ручки хлопают ( декламируя  шепотом , «хлопаем» перед собой указательными пальцами).
  11. Ножки тихо топают, тихо- тихо топают
  12. Мы проснулись, потяну-у-у-у –лись
  13. Всем вокруг мы улыбнулись.

«Зарядка»

Простая жестовая игра.

Цель. Дает ребенку возможность пережить состояние сжатия  и расширения всего тела, концентрирует внимание то на центр, то на его периферию. Диапазон движения у каждого человека свой. Все зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный  и минимальный метрический размер. «Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.

Ход игры

  1. Мы сегодня дружно встали и зарядку делать стали (выразительно встаем со стульев, так чтобы почувствовать опору в ногах).
  2. Руки вверх ( энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер).
  3. Руки вниз ( не приседая, наклонились, опустили руки к полу-вертикальный размер в половину).
  4. Вправо-влево потянулись( руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении).
  5. А потом в клубок свернулись (присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени).
  6. Вправо- влево потянулись, а потом комок свернулись.
  7. Пола ручками коснулись, пола ручками коснулись ( в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постучать пальцами по полу- контраст на крупные движения и мелкие). 
  8. И до неба дотянись –вытягиваемся вверх ( переход из сжатия в максимальный вертикальный размер).
  9. Пола ручками коснись и до неба дотянись (повторяем действия сжатия и расширения).
  10. А потом к себе вернись.

«Тесто»

Известная игра, в которой скрыт интересный и важный тактильно двигательный потенциал.

Цель.  Дети имеют возможность через прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга посредством прикосновений и соприкосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения  с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом решается важная коммуникативная задача-замечать, как чувствуют себя партнеры. Для игры –ее дети выполняют  стоя- требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый во все стороны. Круг это «кастрюля».  Считалкой выбирают тех, кто будет исполнять роль «теста», от одного до четырех детей. Они встают в середину круга.

Ход игры

Все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру приговаривая:

  1. Месим- месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места ( 2-3 раза; круг становится все теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места).  
  2. Месим- месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места ( сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто», т.е. спины  и боков стоящих в середине. Месим

« тесто»  интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает).

  1. Тесто с медом, с молоком, с маслицем, с дрожжами ( расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса; руки плотно прилегают к корпусу ).
  2. Тесто месят кулаком, мнут его руками ( снова, сжав руки в кулачки, мнем тесто, потом гладим раскрытыми  ладонями).
  3. Чем мы тесто приправим? Маком, орехами ( «осыпаем» тесто маком-похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» -похлопываем поочередно кулачками).
  4. Эй, дуйся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся!  (Дети внешнего круга берутся за руки и расходятся. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг «натягивается» до максимального напряжения.)  

Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются  в стороны.  Там, где круг лопнет, должны быть « продукты» для новой порции теста-два ребенка.

« Иванушка у камешка»

Цель. Направлена на развитие восприятия тела со стороны спины, различение участков спины, на пространственную  ориентацию как в отношении собственного тела, так и в соответствии себя самого с окружением. Важный ее элемент-развитие доверия друг к другу, будучи в тесном  кругу.

В игре есть водящий и ведущий. Водящий –это тот, кто предоставляет свою спину и затем угадывает, в чьей ладони  спрятан камешек.

Ведущий – тот, кто действует маленьким камешком. Он касается им ладоней. Ведущий превращается в валун- большой камень.

Ход игры

Играющие кладут на валун руки раскрытой ладонью вверх. Ладони покрывают спину по всей ее поверхности, не слишком тяжело, но все же достаточно ощутимо. Ведущий, держа в руке камешек и, напевая простой мотив или приговаривая, касается центра каждой ладони игроков. Начинает с любой ладошки и двигается по по порядку, никого не пропуская.

Ведущий .

Разыгрался Иванушка

Возле белого камешка.

На последнем слоге ведущий оставляет камешек  в последней по порядку ладони.  Играющие, в свою очередь, сжимают ладони в кулачки и, напевая, приглашают угадать, где же спрятан камень.

Играющие.

Этот камень у меня, у меня.

Покажи- ка на меня, на меня.

Водящий поднимает голову с колен, смотрит на играющих и старается угадать  по глазам, мимике, по характеру жестов, у кого же спрятан камешек. Можно попросить раскрыть кулак, мягко тронув его. При этом раскрытая ладонь теперь остается лежать на коленях. Если камешка там не оказалось, вода переходит к следующему игроку. Он может раскрывать кулачки по порядку или выборочно – на свое усмотрение. И так, пока не найдет. Тот, у кого был спрятан камешек, становится водящим. А бывший вода отправляется в общий круг. Игра начинается сначала.

«Игра-одевание»

Цель. Наряду с сенсорно-двигательным развитием, уделяет внимание познавательному развитию детей, прививаем навыки  наблюдения  за природой. Желательно использовать игры в соответствии с сезоном. В холодное время года  темой жестовой игры может быть одевание, т.е. поэтапная  ревизия тела-как периферических частей, так и центра.

Ход игры

В начале играющие могут сидеть на стульях.

  1. Наденем на ножки теплые сапожки: этот-с правой ножки             ( плотно гладим ногу от носка к колену).
  2. Подтянем штанишки (встаем, подтягиваем штанишки-юбочки).
  3. Наденем пальтишки ( гладим руки от запястья к плечу, потом другую так же).
  4. Пальтишки пуховые (обнимаем себя).
  5. И шапки шерстяные  (обхватываем ладонями голову).
  6. И застегиваемся: вот так, вот так, пуговка к пуговке в ряд ( в ритме стиха по центру груди касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы).
  7. Что ж, готовы? Это дело! И пойдем гулять мы смело! (Беремся за руки, идем по кругу хороводом-переход к подвижной части или любой подвижной игре соответствующего сюжета. Игра эта может служить прелюдией к любой другой.)

Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движении других играющих. Наблюдение , как и подражание-это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.

Литература : Дошкольное воспитание №8 2010г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик»

Дидактическая игра для детей раннего и  младшего дошкольного возраста  «Весёлый кораблик» Жаркова Инна Анатольевна, воспитатель.Ход игры:На плотной картонной коробке с аппликацией кораб...

"Умные коробочки" (дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР)

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....

Конспект праздника – развлечения «Играем с мамой в народные игры» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки...

Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...

Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...

Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие - это одно из самых главных направлений дошкольного воспитания: с одной стороны - это фундамент общего умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой - оно имее...