Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Наталья Валерьевна Нагибина

Сенсорное развитие - это одно из самых главных направлений дошкольного воспитания: с одной стороны - это фундамент общего умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой - оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду и школе.

Возрастные особенности сенсорного развития детей раннего возраста

 

Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорные игры для детей раннего возрастаИзвестно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

• рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

• ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т.д.;

• повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.

Таким образом, сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогает пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.

 «Медведь в берлоге».

Цель игры: развитие пространственного восприятия.

Материал: белая ткань (плотное полотно), игрушка – медведь.

Ход игры

Взрослый считалкой выбирает ребенка-водящего. Водящий получает игрушку, приседает на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.

Медвежонок-лежебока

Спит в своей берлоге.

Хоть в лесу все тихо,

Но ты смотри получше,

Потому что чутко спит

Он под сосной колючей.

На слог чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потревожить медведя. А водящий, находясь в берлоге, должен дотронуться игрушечным мишкой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался, принимает роль обитателя берлоги.

 «Как на тоненький ледок».

Цель: развитие произвольного управления собственным телом.

Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры

Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульчиках, затем разыгрывается подвижная часть.

1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).

2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).

3. Наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).

4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).

6. И застегнемся: Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается »всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени)

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем), ехал Ванечка – дружок.

9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки).

10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд). Никто к Ване не бежит.

12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек), прямо к Ване подбежали.

13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»), в путь – дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза.

14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем). Не смотри по сторонам! А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги), на белые дорожки!

 «Осенняя прогулка».

Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении.

Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.

Ход игры:

Образуется круг.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).

2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).

3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).

5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

 «Дождик».

Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения

Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани.

Ход игры:

1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).

2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

3. Светить перестало (приседаем на корточки).

4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.

5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.

6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.

7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.

8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)

9. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»

 «Просыпайся, детвора!»

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.

1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.

2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).

3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).

4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).

5. Уши, щеки.

6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).

7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).

8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!

9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).

10. А ножки топают, ножки топают (топаем).

11. Мы проснулись, потянулись.

12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).

13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).

14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).

15. На коленях полежали,

И на ножках побежали.

И за спинку убежали.

Спрятались.

Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)

Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)

 Игра «Карусель».

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве.

Материал: шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты (карусель).

Ход игры

Ведущий (педагог).

Ай люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально; дети разбирают ленты и держат их в правой руке.)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).

А потом, потом, потом (шаг ускоряется)

Все бегом-бегом-бегом.

А потом скорей-скорей (шаг переходит в бег),

Все быстрей-быстрей-быстрей (ускорение по тексту).

Все быстрее, и быстрее, и быстрее, и быстрей!

Тише-тише! Не спешите! (Бег замедляется, переходит в шаг.)

Карусель остановите! (Останавливаемся.)

Повторить 1-2 раза, меняя направление.

Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора!

 

Нос, рот, голова, (при назывании дотрагиваться пальцем)

Уши, щеки, лоб, глаза.

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Руки хлоп-хлоп-хлоп,

Ноги топ-топ-топ,

Раз-туда, два-сюда, (повороты головы в влево-вправо)

Это нет, а это да. (кивок головой в стороны, потом вверх-вниз)

***

Мороз прибежал (кулачками стучать по коленкам)

Колотушкой застучал (кулачками стучать друг о друга)

Мы мороза не боимся (руки выбрасывать вперед, пальцы сжимать-разжимать, как бы прогоняя)

Мы на санках с горки мчимся (поглаживать с плеча правой рукой левую, и наоборот)

***

Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами) .

Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг) .

Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга) .

Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза) .

Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.)

Потеряли сапожок (сохраняем равновесие, потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).

Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

***

В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.

Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку) .

Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд) .

Мы проснулись, потянулись.

Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь) .

Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой) .

Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны) .

На коленях полежали,

И на ножках побежали.

И за спинку убежали.

Спрятались.

Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)

Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, расположении в пространстве, а также формирование представлений об органах чувств.

Сенсорное развитие - это одно из самых главных направлений дошкольного воспитания: с одной стороны - это фундамент общего умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой - оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду и школе.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания - память, мышление, воображение, внимание строятся на основе полноценного восприятия. Чем богаче ощущение и восприятие, тем более широкими и многогранными будут знания ребенка об окружающем мире.

Интеллектуальное развитие ребенка происходит в ходе совместного наблюдения за объектами природы, людьми и их работой. Взрослый предлагает ребенку вглядеться, прикоснуться к доступному, что способствует возникновению наряду с наглядно - действенным мышлением элементов наглядно-образного, речевого мышления-понимания и обозначение словом названий, свойств, качеств предметов.

Сенсорное развитие имеет свое задание для каждого возрастного периода. На первом году жизни главная задача заключается в предоставлении ребенку достаточного количества и многоцветья внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов и развития « хватательных » движений.

На 2-3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, однако у него собирается представление о цвете, форме, величине и другие свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого детей нужно знакомить с основными цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), геометрическими фигурами - формами (круг, квадрат, треугольник), объемом (шар, куб), упражнять в сравнении множеств предметов наложением и приложением, по величине (большой, малый; больше, меньше); устанавливать соответствие (много-мало, столько же, больше-меньше), оперировать понятием «один » и « много», употреблять слова, передающие основные направления относительно себя (спереди, сзади, вверху, внизу), связанные с ориентировкой во времени (сначала, теперь, вскоре, потом, долго) положением предметов в пространстве (на, под, за, рядом, высоко, низко).

Для развития общей и мелкой моторики, развития психических процессов, усвоения детьми операций вложения, нанизывания, шнуровки, застегивания, в группах раннего возраста можно создавать сенсорные уголки (сюжетно - дидактические панно, лото с рисунками на различную тематику, настольно - печатные игры, различные виды конструкторов и строительных материалов, дидактические игры на развитие навыков шнуровки, нанизывания, застегивания, завязывания, пирамидки, вкладыши разной величины и цвета. Игры с этим материалом направлены на развитие всех органов чувств ребенка.

Возрастные особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Дети раннего возраста непоседливые, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, у них преобладает «захватное» восприятие (спешат «схватить» как можно больше информации). Они чрезвычайно наблюдательны, чувствительны и восприимчивы, в них ярко выражена потребность в движении, в активных действиях. Ребенок раннего возраста рассматривает и ощупывает все предметы, попадающие ему в руки, разбирает их на части, пытается составить из частей что-то новое. В этот период активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно - исследовательский характер, его больше интересует процесс действия, а не результат. Особенно важно то, что: малыш развивается в общении и благодаря общению;

эмоциональный комфорт для него так же важен, как и физический;

ребенок активный и деятельный от природы;

активностью ребенка управляют его внутренние потребности, желание познавать новое;

преобладают игры и действия с предметами.

В раннем возрасте целеустремленность ребенка проявляется в исследовательской и двигательной активности. Исследовательская активность - основа формирования интеллекта, а двигательная - это залог здоровья и полноценного физического развития.

В возрасте двух лет ребенок имеет зрительное восприятие, он соотносит предметы, ориентируется в их назначении и действиях с ними. Трехлетний малыш экспериментирует и фантазирует мысленно, у него формируется внутренний план мышления, зарождается фантазия.

Ведущая деятельность для этого возраста - предметная. Задача воспитателя - развитие предметной деятельности и тонкой моторики рук. Нужно предлагать детям образцы различных действий с предметами, знакомить детей с их назначением и свойствами (формой, цветом и величиной), исследовать различные предметы и элементы окружающей среды, обучать детей элементарным игровым действиям. Задача познавательного развития - воспитание интереса к познанию нового, необычного; учить сосредоточивать на нем внимание, элементарно анализировать, открывать неведомое, вспоминать виденное ранее, упражнять в адекватном поведении, обогащать переживания, формировать наблюдательность, любознательность как базовые качества.

Показатели развития предметной деятельности: осознание физических свойств предметов (каждый предмет имеет величину, форму, цвет), динамических - их пространственного размещения; дифференциация целого на части; освоение назначения предметов, умение сравнивать свои действия с действиями взрослого, появление самостоятельной сюжетно - отображающей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик»

Дидактическая игра для детей раннего и  младшего дошкольного возраста  «Весёлый кораблик» Жаркова Инна Анатольевна, воспитатель.Ход игры:На плотной картонной коробке с аппликацией кораб...

"Умные коробочки" (дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР)

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....

"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"

quot;Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

Конспект праздника – развлечения «Играем с мамой в народные игры» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки...

Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...

Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...