Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») на тему: «Берегите лес!» во второй младшей группе «Звёздочка»
план-конспект занятия на тему

Виговская Юлия Юрьевна

Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности  на тему : «Берегите лес !» образовательная область «Познавательное развитие» (Познаю мир)                                              

 

 

                                                                                               Воспитатель:                                                                 

                                                                                               Виговская Ю.Ю.

 Непосредственная образовательная деятельность «Познаю мир» , образовательная область «Познавательное развитие» составлена в соответствии с Программой «Радуга» под редакцией Т.Н. Дроновой.

В процессе непосредственной образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей : « Познавательное развитие»  ( познаю мир), « Речевое развитие» , « Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) , «Физическое развитие» , «Социально-личностное развитие» .

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :

Принцип непрерывности (образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности .

Цель: уточнить представление детей о значение леса , расширить представление детей о правилах поведения в лесу , прививать бережное отношение к природе .

Задачи непосредственной образовательной деятельности :

обучение: уточнить и расширить  представление детей о лесе , закрепить знания детей о видах деревьев , закрепить нормы и правила поведения в лесу.

развитие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса , развивать психические процессы: память , внимание , наглядно-образное мышление, умение анализировать .

воспитание : воспитывать доброе , бережное отношение к лесу , проявлять заботу и внимание ко всему живому .

При решение поставленных задач у детей развивались следующие качества : активность , любознательность , общение .

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приёмы:

-сюрпризный момент ( письмо почтальона )

-словесный метод (вопросы воспитателя , художественное слово , пояснение)

-наглядно-демонстрационный метод (изображение деревьев, домик Лесовичка , игрушка сова)

-игровой метод ( игры)

Материалы и оборудование:  письмо , игрушка сова, наряд Лесовичка ,  деревья из картона , листья из цветной бумаги , клей и кисти ,значки правил поведения в лесу , река ( голубое полотно) , мостик , аудиозаписи ( звуки леса).

Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми четырёх лет  и состояла из нескольких этапов .Перед занятием была проведена подготовительная работа :беседа о лесе и его признаках, рассматривание иллюстраций , чтение рассказов о лесе ,разучивание поговорок о лесе. Началась непосредственная образовательная деятельность с сюрпризного момента (письмо почтальона). В ходе непосредственной образовательной деятельности дети добывали знания ,где проявляли активный интерес для решения проблемных задач(игра с речкой).В ходе занятия для усиления интереса появляется «игрушка – сова», которая оживает и тоже проверяет знания детей. Звучание отрывков музыки известного композитора Эдварда Грига «Утро в лесу» помогает детям воссоединиться с  природой и почувствовать всё живое ,где и происходит встреча с  Лесовичком .Постепенно в игре с Лесовичком  дети плавно перешли к аппликации ,где знания и мастерство детей было отображено в коллективной работе (коллаж деревьев).Материал для образовательной деятельности был подобран  на доступном для детей уровне  и соответствовал их возрастным особенностям .На протяжении всей образовательной деятельности  сохранялась логическая связь между этапами.

Каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач  и предлагает выбор адекватных методов и приёмов .Дети самостоятельно могли выбрать материал при решении поставленной задачи .

Поставленные задачи были выполнены .Занятие  своей цели достигло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2samoanaliz_zvyozdochka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казённое  дошкольное

                                 Общеобразовательное учреждение

                               «Касторенский детский сад «Сказка»

                                          Касторенского района

                                              Курской области

                          Конспект образовательной

       деятельности по «Познавательному развитию»

                                  («Познаю мир»)

                           на тему: «Берегите лес!»

           во второй младшей группе  «Звёздочка»

            (Методическое объединение педагогов

 Муниципального казённого дошкольного учреждения

                 «Касторенский детский сад «Сказка»)

                                                                                                              Воспитатель: Виговская

                                                                                                             Юлия Юрьевна

                                                 

                                               

                                             п. Касторное 2017год

Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности  на тему : «Берегите лес !» образовательная область «Познавательное развитие» (Познаю мир)                                              

             Воспитатель:                                                                  

        Виговская Ю.Ю.

 Непосредственная образовательная деятельность «Познаю мир» , образовательная область «Познавательное развитие» составлена в соответствии с Программой «Радуга» под редакцией Т.Н. Дроновой.

В процессе непосредственной образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей : « Познавательное развитие»  ( познаю мир), « Речевое развитие» , « Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) , «Физическое развитие» , «Социально-личностное развитие» .

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :

Принцип непрерывности (образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип психологической комфортности .

Цель: уточнить представление детей о значение леса , расширить представление детей о правилах поведения в лесу , прививать бережное отношение к природе .

Задачи непосредственной образовательной деятельности :

обучение: уточнить и расширить  представление детей о лесе , закрепить знания детей о видах деревьев , закрепить нормы и правила поведения в лесу.

развитие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса , развивать психические процессы: память , внимание , наглядно-образное мышление, умение анализировать .

воспитание : воспитывать доброе , бережное отношение к лесу , проявлять заботу и внимание ко всему живому .

При решение поставленных задач у детей развивались следующие качества : активность , любознательность , общение .

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приёмы:

-сюрпризный момент ( письмо почтальона )

-словесный метод (вопросы воспитателя , художественное слово , пояснение)

-наглядно-демонстрационный метод (изображение деревьев, домик Лесовичка , игрушка сова)

-игровой метод ( игры)

Материалы и оборудование:  письмо , игрушка сова, наряд Лесовичка ,  деревья из картона , листья из цветной бумаги , клей и кисти ,значки правил поведения в лесу , река ( голубое полотно) , мостик , аудиозаписи ( звуки леса).

Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми четырёх лет  и состояла из нескольких этапов .Перед занятием была проведена подготовительная работа :беседа о лесе и его признаках, рассматривание иллюстраций , чтение рассказов о лесе ,разучивание поговорок о лесе. Началась непосредственная образовательная деятельность с сюрпризного момента (письмо почтальона). В ходе непосредственной образовательной деятельности дети добывали знания ,где проявляли активный интерес для решения проблемных задач(игра с речкой).В ходе занятия для усиления интереса появляется «игрушка – сова», которая оживает и тоже проверяет знания детей. Звучание отрывков музыки известного композитора Эдварда Грига «Утро в лесу» помогает детям воссоединиться с  природой и почувствовать всё живое ,где и происходит встреча с  Лесовичком .Постепенно в игре с Лесовичком  дети плавно перешли к аппликации ,где знания и мастерство детей было отображено в коллективной работе (коллаж деревьев).Материал для образовательной деятельности был подобран  на доступном для детей уровне  и соответствовал их возрастным особенностям .На протяжении всей образовательной деятельности  сохранялась логическая связь между этапами.

Каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач  и предлагает выбор адекватных методов и приёмов .Дети самостоятельно могли выбрать материал при решении поставленной задачи .

Поставленные задачи были выполнены .Занятие  своей цели достигло.


План-конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Берегите лес!»

Ф.И.О. воспитателя:  Виговская Юлия Юрьевна

 Тема занятия: «Берегите лес!» Цель: уточнить представление детей о   значение леса, расширить представление детей о правилах поведения в лесу, прививать бережное отношение к природе.

 Задача НОД:

Обучение:

уточнить и расширить представление детей о лесе, закрепить знания детей о видах деревьев, закрепить нормы и правила поведения в лесу.

развитие:

развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, развивать   психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление, умение анализировать.

воспитание:

воспитывать доброе, бережное отношение к лесу, закладывать основы экологического воспитания;

учить проявлять заботу и внимание ко всему живому;

Оборудование и материалы: письмо, игрушка сова, игрушка лесовичок,      бумажная тень ёлки, макет дерева и листья из цветной бумаги, клей  карандаш,  досточки , бумажные салфетки,река (голубое полотно), мостик, домик ,аудиозаписи (композиция «Утро в лесу»)

Предварительная работа: беседа о лесе и его признаках, рассматривание иллюстрации о лесе, чтение рассказов о лесе, разучивание поговорок о лесе.

                                       Содержание занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, давайте нашим гостям  пожелаем  доброго утра, и пусть это пожелание будет искренним и добрым. Все вместе «Доброе утро»! А сейчас мы с вами  и друг другу подарим  хорошее настроение  и своё тепло. Я расскажу вам и покажу, как мы это сделаем. Слушайте и смотрите внимательно. Сейчас я буду касаться ваших ладошек, и произносить, как меня зовут, а  вы должны в ответ называть своё имя. Давайте попробуем, вот и получилось, мы  с вами поделились  своим хорошим настроением и теплом. Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне встретился почтальон и вручил мне вот это письмо. Я конечно его вежливо спросила, вы ничего не перепутали?

Почтальон: Нет. Здесь  точно написано куда: «Детский сад «Сказка»»

 кому: «группа «Звёздочка»»

Воспитатель: Вот я и решила, что мы вместе должны его прочитать.         Сейчас я открою конверт и мы узнаем, что здесь написано.

Содержимое письма: Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу пригласить вас к себе в гости в свой волшебный лес. Хозяин леса.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой хозяин леса?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: Молодцы! А что он делает в лесу? Кто знает из вас?                  

Дети: Он наводит в лесу порядок, оберегает деревья и растения, лесных жителей в обиду не даёт.

Воспитатель: Лес - это деревья, кустарники, разные растения. Много-много лет назад люди считали, что у каждого растения и дерева есть душа, такая как у человека. А ещё они полагали, что у каждого леса есть свой хозяин и зовут его Лесовичок. Вы готовы отправиться  в гости к Лесовичку?

Дети: Да.

        Звучит композиция «Утро в лесу»

Воспитатель: Ребята, послушайте, мы  здесь ни одни. Вы, слышите какие то звуки? Что это? Поют птички и шумит река. Ой, ребята речка. А как нам речку перейти, чтоб не намочиться? Кто подскажет?

Дети: Нам нужен мостик.

Воспитатель: Мы с вами отправились в волшебный лес. Значит и речка волшебная. Если мы с речкой поиграем может и мостик  появиться.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопросы, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя. Ломать деревья и ветви, обрывать листья? (нельзя)  Сажать деревья в лесу? (можно)

Ходить и топтать на полянках траву? (нельзя)

Ходить по тропинкам? (можно)

Рвать большие букеты цветов? (нельзя)

Любоваться цветами? (можно)

Оставлять в лесу мусор? (нельзя)

Разжигать костёр в лесу? (нельзя)

Беречь лес от пожара?  (можно)

Разорять птичьи гнёзда? (нельзя)

Воспитатель: Молодцы, ребята на все вопросы ответили правильно. Теперь вы знаете, что можно делать в лесу и как правильно  нужно себя вести. Посмотрите вот и мостик  появился. Давайте по мостику перейдём волшебную речку. Вот мы с вами и очутились в волшебном лесу. Ой, ребятки, а кто это на дереве сидит?

Дети:Сова.

Сова: Я сова непростая  словно заводная. Я устала на ветки сидеть. Мне бы косточки свои разогреть, поиграй со мной как заводной.

Воспитатель: Дружно в круг вставай и за мной повторяй.

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)

В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)

Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом)

А сова спокойно спит(глаза закрыть)                                                                              Ей приснился сладкий сон.Вот бы не кончался он.

Ребята, открывайте глазки. Наша сова увидела во сне  своё любимое дерево. Но явилось оно ей в виде тени. Сумеете ли  вы отгадать, какое дерево приснилось сове? (На ковре выложено тёмное изображение  дерева ёлки . Нужно узнать, что это за дерево.)

Дети выполняют задание.

Ответы детей:  ёлка.

Воспитатель: Молодцы, сон совы вы разгадали и с совою поиграли. Ребятки, что тут не так. Вы слышите, что тут шуршит. Закройте глазки и широко раскройте ушки и послушайте внимательно (воспитатель  выставляет домик Лесовичка  и предлагает постучать.) Лесовичок: Здравствуйте, ребята на конец- то вы до меня добрались, а то я вас заждался. Быстро добрались до моего домика да чего я спрашиваю. Я и сам знаю, неумех  к себе в гости я не зазываю. Помощь мне ваша нужна. Вижу, что много вы о лесе знаете. Вот подул сильный ветер и сорвал с моего любимого дерева все листочки.  Поиграйте со мной в одну игру, которая называется «Наряди дерево». Давайте присядем за столики и отгадаем загадку (Стоит в поле белый стан и одет в зелёный сарафан) Что же это такое?(берёзка)

Лесовичок:Молодцы ,угадали моё любимое дерево. А теперь посмотрите на это дерево.Это дерево нужно нарядить в листву. Ваша задача :перед вами лежат листочки ,которые нужно приклеить на веточки .Возьмите клей и намажте их и  дружно приклеем.Вот и нарядили мы берёзку -русскую красавицу.

Лесовичок: Дорогие ребята, вы мне очень помогли и спасли мою берёзоньку. А теперь ждут меня мои важные дела.  

Вы закройте глазки ,а я произнесу вам на прощанье волшебные слова……

          «Много леса - не губи,

            Мало леса - береги,

            Нет леса - посади»

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось наше путешествие?Кого мы там встретили?Как нужно вести себя в лесу? Кто должен защищать и беречь лес? Ребята, теперь я уверена вы будете настоящими защитниками леса. Теперь, я надеюсь, вы знаете, что можно делать в лесу, а что нельзя. Спасибо наше занятие закончилось.


Самоанализ занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Берегите лес!»

Занятие проводилось во второй младшей  группе. Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цель занятия:уточнить и расширить представление детей о значение леса,расширить представление детей о правилах поведения в лесу,воспитывать бережное отношение к природе.  Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Задача занятия:        

обучение: уточнить и расширить представления о лесе,  формировать знания детей о видах деревьев ,познакомить с правила поведения в лесу.

развитие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, развивать психические процессы: память ,внимание, наглядно-образное мышление, умение анализировать.

воспитание: воспитывать доброе, бережное отношение к лесу, проявлять заботу ко всему живому.

План-конспект занятия  был разработан в соответствии с ФГОС, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие».

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный

2. Наглядно - демонстрационный

3. Игровой

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Все приемы работы  соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей. Цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен  демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве - беседа – стоя на ковре, игры на ковре. В работе с детьми использовала беседу, игры  - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и познавательному интересу детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

 Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности познавательно – исследовательская, художественно - эстетическая, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Использовала задания творческого характера. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, словесно поощряла индивидуальные достижения детей.

Подводя итог занятия  задавала детям вопросы, чтобы проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи. Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию: «У нас в гостях Карлсон»» для детей второй младшей группы.

Формировать начальные представления о своей малой Родине,Воспитывать любовь к родному краю, расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае, родном го...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элемента нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: "Божья коровка"

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием элемента нетрадиционной техники рисования. Целью является развитие умения в процессе рисования понимать простейшие вз...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Звёздочки» на тему «Итоги 2018-2019 уч.гг»

Итоги работы воспитателей группы за учебный год, награждения, пожелания, результаты. Планирование мероприятий на лето и следующий год....

Родительское собрание №1 во второй младшей группе «Звёздочки» «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительское собрание №1 во второй младшей группе «Звёздочки» «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Берегите и цените воду»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов....