Развивающие игры для детей
статья (старшая группа) на тему

Федотова Татьяна Николаевна

Развивающие игры для детей - игры направленные на развитие у детей логического мышления. памяти. конструктивных способностей, мышления,мелкой моторики и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.odt34.39 КБ

Предварительный просмотр:

     «Развивающие игры нового поколения

 в интеллектуальном  развитии дошкольников»

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное  развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка.  Одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.                                             Цветные счетные палочки  Кюизенера. Разработанный бельгийским педагогом   Джорджом  Кюизенером (1891-1976).

 Используются в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада,где дети  включаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше на … — меньше на.», познакомить со свойствами отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,  организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др

В комплект входят 116 палочек которые отличаются друг от друга по двум признакам размером и цветом. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Н-р самых коротких белых 25, а самых длинных оранжевых 4. Каждая палочка короче предыдущей, и обозначает свое число от 1 до 10.

На восприятие  формы, цвета, величины используются  

 «Логические блоки Дьеныша»    разработанный венгерским психологом и математиком   Дьенешем для развития логического мышления у детей, позволяют ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств предметов: цветом, формой, размером; их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование.  

Также в комплекте с блоками Дьенеша используются  знаки-символы. Использование знаков символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, из замещению, освоению операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков.

Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами:  формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.  Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый.                                               Каждая фигура представлена в двух величинах –  большая и маленькая,              толстые и тонкие.  Игра “Найди собачку”

 Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки, предложите ребенку найти собачку, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: - Собачка под синим блоком? - Нет. - Под желтым? - Нет. - Под красным? - Да. - Под большим? -Да. - Под круглым?  Да. Игра “Построй многоэтажный дом”  

 Перед ребенком выкладывается ряд из 4 фигур –    это “жители первого этажа”.  

“Второй этаж” строится таким образом, чтобы каждый “житель” первого этажа отличался  от своего “верхнего соседа” по цвету.

Следующий “этаж” – фигуры отличаются от нижних по форме,

 еще один “этаж” – по размеру, и т.д.

«Круги Эйлера» Они были изобретены Леонардом Эйлером, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями.

Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку.                            

 Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (Рис. 5). Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые.                                                                                             Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов (Рис. 1) Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться  все фрукты желтого цвета.                      Наконец, если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (Рис. 3). Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных                                                                                                       «Логические блоки Дьеныша»           «Круги Эйлера»                                                Игра “Раздели блоки”  здесь понадобится  3 круга.                                           Предложите ребенку разделить все блоки следующим образом:                                    лисе – все маленькие блоки, медведю – все толстые,  волку все- круглые.  Необходимо догадаться, что маленькие круглые блоки относятся к блокам и лисы и волка, – их нужно расположить на пересечении двух соответствующих кругов. По аналогии, круглые толстые блоки располагаются на пересечении кругов волка и медведя,  а все маленькие круглые толстые блоки – на пересечении всех трех кругов.

Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - развивают у ребенка логическое мышление и воображение, формируют математические навыки- обучают чтению, направлены на конструирование и моделирование- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.  технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество

Игры направленные на математическое развитие:Геоконт, шнур затейник,чудо соты, змейка,чудо цветок,чудо крестики, квадрат Воскобовича и др.

Игры с буквами, слогами, словами:Яблонька, ромашка, снеговик, теремки Воскобовича.

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.  « Геоконт» вводит детей в мир геометрии  развивает мелкую моторику рук

 психические процессы, помогает изучить цвета, формы и величины

Игра-шнуровка «Ромашка»

Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.

Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей: сообразительность,  навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить

«Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Развивает: абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание

Коврограф  «Ларчик»                                                                                      Развивающие игры Бориса Павловича Никитина «Сложи узор»,  «Сложи квадрат», «Уникуб» «Куб для всех», «Точечки»  Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает  с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т.д

«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического  мышления, восприятия, внимания.

 Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры  на несколько частей

Игры головоломки Евгения Тихонова «Счастливые счетные палочки»     Набор палочек включает в себя 36  Игровое поле – рабочая поверхность с нанесенной разметкой для палочек. На этой разметке можно «создавать» с помощью палочек различные фигурки Игры с ними развивают творческое начало, аналитическое, пространственное и системное мышление, улучшают внимание и память

“Счастливый Квадрограм” — это развивающий набор из 4-х магнитных пазлов-танграмов  Развивают способность к творчеству и эстетический вкус, аналитическое, пространственное и системной мышление, внимание и память.  Упражнения с квадрограмом учат ребенка анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и, наоборот, составлять и элементов заданную модель.

  Счастливый танграм « Сердце», «Счастливое домино»

Игры со счетными палочками

«Математический планшет»  

Задачи: тренировать мелкую моторику;

 развивать пространственное, абстрактное мышление, воображение;

 формировать умение работать по предложенной схеме,

умение ориентироваться на плоскости;

 развивает внимание и усидчивость.

Китайская мудрость гласит:  «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»

В работе с головоломками дети запоминают геометрические фигуры, их свойства, отличительные признаки, учатся владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры, развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры  составлять их из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...