Сообщение из опыта работы « Использование фольклора в жизни детей раннего возраста»
статья на тему

Детский фольклор – это особенная область народного творчества.  В течении многих веков прибаутки, присказки, пестушки, потешки, игровые и колыбельные песпенки, приговорки любовно мудро поучают ребенка, приобщают его к  высокой моральной культуре своего народа.  Ценность детского  фольклора заключаются в том, что с  его помщью взрослый легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_zhukovoy.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №116»

Сообщение из опыта работы

 « Использование фольклора в жизни детей раннего возраста»

                       Выполнила:

воспитатель группы раннего возраста

                                                        Жукова Валентина Николаевна

Дзержинск

2017-2018учебный год

  Детский фольклор – это особенная область народного творчества.  В течении многих веков прибаутки, присказки, пестушки, потешки, игровые и колыбельные песпенки, приговорки любовно мудро поучают ребенка, приобщают его к  высокой моральной культуре своего народа.  Ценность детского  фольклора заключаются в том, что с  его помщью взрослый легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

       Интересное содержание, тесный контакт,  богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

     Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

 Яркие, оригинальные по своему содержанию заклички , приговорки, заклички легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют  ребенка вместе с тем обучают навыкам поведения.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает  и облагораживает.

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале.

       Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного русского творчества и имеют жанры детского фольклора – потешки, прибаутки, заклички, поговорки.

      В ранний период период детства полезно читать напевные, короткие, но эмоционально – выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк

 Цель и задачи  использования фольклора в работе с детьми раннего возраста:

Цель:

Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора( потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, поставила следующие  задачи:

  • - развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
  • - развивать интерес и любовь к фольклору.
  • - воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:

  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  •         Прибаутки, потешки,  пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

В книжном уголке разместили книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа( иллюстрации к потешкам)- « Наша Маша маленькая...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.  

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешки.

Хорошо известны детям потешки, я использовала  в утренней гимнастике

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?  

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании культурно- гигиенических навыков .

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем потешками.

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Алене личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, и читаю потешку:

На нашу Дашеньку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: 
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.

Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также показом презентаций.

Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, я использую и «живые картинки».

Потешка «Кот на печку пошел» обыгрываем в русской избе, знакомимся с печкой. Потешка «Чикалочки едет Ваня на палочке» выбирали, ребенка он показывал, как ехал на лошадке, а куколка сидела в тележке.

 Потешка «Пошел котик на торжок» изображали, как котик пошел на торжок и купил пирожок.

Использую  малые формы фольклора в разных видах деятельности:

  • В конструктивно- модельной деятельности:
  • На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет».
  • В коммуникативной деятельности
  •  на занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи рассматриваем , знакомимся с петушком и  приговариваем:
  • Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?

Игровая деятельность:

  • Играем с детьми в дидактические игры с прищепками, подбираем солнышку лучики, петушку хвостик, и т.д.  и используем потешку: 

«Солнышко, ведрышко…»    

 «Божья коровка…»

 «Петушок-петушок…»

  • Подвижные игры:

Играем в разные подвижные игры.

«Солнышко и дождик»

 «Заинька попляши, серенький попляши…»

  • Театрализованная деятельность:

Обыгрываем и песенки.

«Серенькая кошечка…»      

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Водичка, водичка..»

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека и окружающем мире

Также к использованию фольклера  в воспитании детей привлекаю и родителей

  • Через наглядную информацию
  • Индивидуальные и коллективные формы работы
  • Трансляцию своей деятельности( открытые мероприятия, собрания, праздники, )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

Материал из опыта работы на тему:"Развитие речи детей раннего возраста через фольклор»

В работе  описан опыт создания оптимальных условий для развитие речи  детей через фольклор....

обобщение опыта работы "использование игры в развитии детей раннего возраста

об использовании различных видов игр в работе с детьми раннего возраста...