Консультация для педагогов "Личностно-ориентированные технологии"
методическая разработка на тему

Домрачева Юлия Александровна

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии - это мера ее ориентации на ребенка, подходу к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr33.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные технологии

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии - это мера ее ориентации на ребенка, подходу к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются:

  • «развитие»,
  • «индивидуальность»,
  • «свобода»,
  • «самостоятельность»,
  • «творчество».

 Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

  • доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельного и профессионального развития ребенка;
  • акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;
  • акцент на само проектирование и самоуправление;
  •  партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
  • диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
  • предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;
  • эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств является главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.  Такая ориентация достигается с помощью:

– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

 – учета психологических закономерностей;

– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

– структурирования, дидактического преобразования материала учебника. Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

 Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

  • современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;
  • цель образования есть становление и развитие само реализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
  • развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
  • все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;
  • групповая работа  сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;
  • образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а так - же на полноценном общении педагога и воспитанника, причем участие воспитанников в совместном принятии решении уважается и поощряется;
  • наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
  • Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и само актуализации личности.

 К личностно-ориентированным технологиям относятся:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
  3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
  4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а так- же И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание. Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Целевые ориентации 

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Концепция педагогики сотрудничества 

 Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
  • Концепция гуманистического коллективного воспитания.
  • Педагогизация окружающей среды.

Гуманно - личностный подход к ребенку

Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.

Он объединяет следующие идеи:

  •  новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно - воспитательного процесса;
  • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
  • новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

  • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;
  • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
  • личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
  • каждый ребенок талантлив (обладает способностями);
  • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • оптимистическую веру в ребенка;
  • сотрудничество, мастерство общения;
  • отсутствие прямого принуждения;
  • приоритет положительного стимулирования;
  • терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

  • уравнивание ученика и учителя в правах;
  • право ребенка на свободный выбор;
  • право на ошибку;
  • право на собственную точку зрения;
  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;
  • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения реализуется через:

  • требовательность без принуждения, основанную на доверии;
  • увлеченность, рожденную интересным преподаванием;
  • замену принуждения желанием, которое порождает успех;
  • ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • применение косвенных требований через коллектив.

Новое содержание принципа учета индивидуальных (и возрастных) особенностей ребенка. 

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • поиск лучших качеств личности;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; – прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Десять заповедей воспитателя (по Ш. А. Амонашвили)

  1. В гуманистическом обществе воспитание может быть только гуманистическим. Главный принцип такого воспитания - расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании.
  2. Общение - суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания - доставить ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
  3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрослых - это среда, в которой формируется личность человека будущего. Поэтому очень важно, чтобы наша по- вседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребенка. Воспитатели 80-х годов должны представлять собой людей XXI века.
  4. Вера человека в людей, в собственные жизненные позиции - это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.
  5. Современное цивилизованное общество - это общество социальной справедливости. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у него чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.
  6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Так ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.
  7. Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.
  8. Воспитание - скрытый и длительный процесс, и поэтому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.
  9. Воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.
  10. Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

«Отдавай детям сердце» (по В. А. Сухомлинскому)

  1. Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя.
  2. Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит детей, на- ходит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.
  3. Воспитание - это постоянное духовное общение учителя и ученика. Надо встречаться с учеником как с другом, единомышленником, переживать вместе с ним радость побед и горечь утрат.
  4. Каждый ребенок - это совершенно особый, уникальный мир - ЛИЧНОСТЬ.
  5. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
  6. Задача воспитателя - заметить в каждом учащемся все наилучшее, развивать его, не ограничивая это наилучшее рамками школьных программ, поощряя самостоятельную работу и творчество.
  7. Школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишен его.
  8. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, что- бы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.
  9. Быть воспитателем - значит быть человековедом, значит видеть, как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность.
  10. Гуманность - это не только ровный, сдержанный тон и тем более не подкрепленный умилением либерализм. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоционального диапазона: он глубоко переживает, и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях учителя правдивость и искренность - это и есть настоящие доброта и гуманность.
  11. Забота о человеке - это важнейший труд воспитателя. От здоровья, жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
  12. Учение должно быть трудным, каждая работа должна представлять собой продвижение вперед. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гордым взлетом птицы, для чего нужно обеспечить ребенку эмоциональный подъем, веру в свои силы, товарищескую поддержку.
  13. Урок - это совместный труд детей и педагога, успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися.
  14. Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
  15. Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний.
  16. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.
  17. Прежде чем давать знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать.
  18. Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.
  19. Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
  20. Духовное развитие ребенка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс 

Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т.д.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

 • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как само - довлеющая цель школы;

• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

 • происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;

• развивается вариативность и дифференциация обучения;

 • используется положительная стимуляция ученья.

Концепция гуманистического коллективного воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:

  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;
  • развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
  • возрождение русских национальных и культурных традиций;
  • постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, центрами, формирующими подрастающую личность являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правильным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в настоящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с общественными организациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.


Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 

Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение их разными знаниями.

Гогебашвили Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики»

 Векторы целей 

  • Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
  • Облагораживание души и сердца ребенка.
  • Развитие и становление познавательных сил ребенка.
  • Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
  • Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Концептуальные положения 

  • Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.
  • Воспитание должно опережать обучение знаниям.
  • Сердечное общение.
  • Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
  • Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
  • Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
  • Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
  • Игровые методы – основа учебного процесса.

Принципы педагогической деятельности: 

1) любить ребенка;

 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок;

3) прожить в ребенке свое детство.

Особенности содержания.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

– познавательное чтение;

 – письменно-речевая деятельность;

– лингвистическое чутье (уроки родного языка); – квазичтение и квазиписьмо;

– приемы материализации процессов чтения и письма;

 – литературное творчество детей;

– математическое воображение;

– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

– постижение прекрасного (уроки о природе);

– планирование деятельности;

– общение; иноязычная речь;

– шахматы;

 – духовная жизнь;

– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);

– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.);

 – общечеловеческие качества.

Особенности методики 

Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы:

  • гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
  • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
  • личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;
  • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;
  • культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;
  • оценивание деятельности детей: использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;
  • резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Заповеди Ш.А. Амонашвили

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах. Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.


Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

 Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин

 Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Целевые ориентации 

  • Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
  • Преподавание литературы как искусства.

 Концептуальные позиции 

  • Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
  • Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.
  • Художественность: «об искусстве – языком искусства»; урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
  • Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему.
  • В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны нравственные основы и важнейшие качества личности, такие как патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду.
  • Идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой.
  • Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития.
  • Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан своей Родины.
  • Педагогика экспрессии: «слово + чувство».
  • Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.
  • Метод духовного контакта.
  • Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
  • Учитель – предметник, художник, врач, создатель самой тонкой – душевной культуры ребенка.
  • Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания 

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:

 а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

 б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице)

; в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики 

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге. Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы – это:

  •  человекоформирующий процесс;
  • урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
  • своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
  • открытия, а не аргументы и факты;
  • совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы. Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое. Сверхзадачей урока является: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.


Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

 

Жить – значит учиться. Учиться – значит жить.

 Сенека Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук.

 Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

При этом различаются два понятия:

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий.

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях.

Целевые ориентации 

  • Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни.
  • Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил.
  • Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности.
  • Формирование представления о многомерности образовательного процесса.

Концептуальные положения 

  • Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впервые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивидуальность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития).
  • Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита).
  • Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач.
  • Сотрудничество учителя и ученика. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях.

Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества:

  • Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым.
  • Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.
  • Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
  • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
  • Содружество (период старшего детства) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.
  • Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности.
  • Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности образовательного процесса.
  • Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Особенности содержания и методики

 Витагенная проекция – витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания. Вектор: ученик – знание – учитель. Источниками витагенной информации являются средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.

Конструирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и пр., создающая целостную голографическую картину знания.

Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель – знание – учение.

Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий.

1-я стадия. Первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное.

 2-я стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости.

 3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.

 Пять условий превращения витагенной информации в ценности образования.

  1. Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность. Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как лич- ностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долго- временной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий.
  2. Вторым условием является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе. А.С. Белкин выделяет следующие виды незнания: образовательное; научно-исследовательское; духовное; житейски-бытовое; социальное. Выделяются условно и уровни незнания: неосведомленность; неведение; полное неведение; искаженное неведение (невежество).
  3. Условие третье – формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование должно приобрести главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно.
  4. Условие четвертое – личностный подход:
  • опора на положительное в личности;
  • оптимистическая перспектива в работе с ребенком,
  • учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития.
  1. Условие пятое – опора на подсознание личности, что представляет прежде всего творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях. Сознание – это верхушка айсберга, имя которому – подсознание.

Приемы голографического мышления

 Голографический подход в психологии и педагогике означает рассмотрение объекта в отражении (проекции) в многомерном пространстве. Это процесс многомерного объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. (Это относится как к обучению, так и к воспитанию в рамках единого образовательного процесса.) Голографическая проекция – мысленное моделирование знания, где источник его получения - незнание, интеллектуальные потенции самой личности.

 Для этого применяются

: • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если…»

 • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.

 • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение.

• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею – незаконченное произведение… Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта».

 • Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.

 • Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было».

 • Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.

• Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным.

• Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был Президентом». Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развивающие технологии - технология триз"

Выполнила: воспитатель I кв. категории Попова К.С....

Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии в ДОУ. Современные образовательные технологии в ДОУ по ФГОС».

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, крити...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...