Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению письму»
консультация (подготовительная группа) на тему

Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей малыша. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению письму»

Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей малыша. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям:

1. Развитие руки.

2. Подготовка к технике письма.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

4. Формирование элементарных графических навыков.

Рассмотрим каждое направление работы.

1. Развитие руки.

Здесь важно сформировать правильный захват орудия письма (щепотью).Для развития щепоти широко используются пальчиковые игры, упражнения с карандашом. ("Покрути карандаш двумя пальцами","Посолим суп")

Также необходимо упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Это быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение-когда пишем сверху вниз, расслабление- когда пишем снизу вверх.)Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа "Мозаика", "Лего",при работе со штампами, в ручном труде, в процессе лепки.

Важным моментом в данном направлении работы является развитие мелкой моторики рук.

2. Подготовка к технике письма.

Этот раздел работы направлен на развитие пространственной ориентировки. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-то предмета, относительно человека, стоящего напротив. При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа " Ты направо (налево, вниз, вверх) посмотри. Что ты видишь, назови. "

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны "перенести" на лист бумаги. Насколько правильно ребёнок ориентируется на листе, можно определить с помощью диктанта, либо игровых упражнений. (Лису положите посередине листа. Давайте спрячем колобка от лисы в правом верхнем углу. Лиса его учуяла, колобок перекатился в правый нижний угол. И т. д.)

Для выяснения представлений ребёнка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. (Дать задание: показать, какая птица сидит на дереве вверху (внизу,кто впереди мальчика, слева,справа от него).

Немаловажным является развитие чувства ритма. Учим детей фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров)и читать их.

Следующей ступенькой работы является знакомство детей с разлиновкой и обучение ориентироваться в ней. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в "линейке",а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы.

Знакомим детей с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепляем в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные- сверху вниз. Сначала ребёнка учат ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, а затем- рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа буквы. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения на анализ и синтез графических, условных изображений предметов предшествуют работе с буквами, т. к. графические элементы состоят из знакомых детям элементов, что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок.

Затем переходим к анализу образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:

-количество элементов (сколько элементов составляет букву)

-характеристику элементов (Какие это элементы)

-пространственное расположение элементов в букве.

Синтез образа буквы.

Упражнять детей в воссоздании образа буквы. (Выкладывание из палочек, из разрезанных на элементы частей и т. д.)

4. Формирование элементарных графических умений.

Упражнять детей в осознанном печатании элементов и самих букв.

Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта. ("Клубочки", "Волны").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Подготовка руки ребенка к письму в непосредственно-образовательной деятельности «Художественное творчество»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу - обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Консультация для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы о...

Консультация для родителей «Подготовка к обучению письму»

Консультация для родителей о том, как начать подготовку ребенка к обучению письму....

Консультация для воспитателей: "Подготовка руки к письму"

Консультация для воспитателей:  «Подготовка руки дошкольника к письму»  При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.Ч...

родительский клуб "Радуга здоровья" консультация по теме: "Подготовка к обучению письму"

Письмо – совершенно новая деятельность для шестилетнего ребенка. В подготовительной работе необходимо соблюдать соответствие стола и стула росту ребенка, направление света, проветривание комнаты...