Педагогическая находка
статья на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Представление опыта работы - реализация педагогического проекта "МультПолянка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_tokarevaog.docx274.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградская область, Бокситогорский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево

Педагогическая находка

педагогический проект

«МультПолянка»

на тему: «Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопедического пункта»

Разработала:

учитель-логопед

МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево

Токарева Ольга Геннадьевна

2018 год

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Актуальность. Чистая, грамотная речь – одна из важных составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Коррекция речевых нарушений у детей – первоочередная задача учителя-логопеда. Но как добиться стойкого эффекта коррекционной работы в условиях логопедического пункта, где зачастую нет должной поддержки со стороны воспитателей и родителей? Как повысить эффективность занятий, мотивировать детей следить за своим произношением и использовать полученные навыки в  разговорной речи? Ответ однозначен – надо заинтересовать дошкольников. Таким решением для меня стал педагогический проект «МультПолянка».

Ведь что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, сладости и мультфильмы! Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают – это вам скажет любой ребенок. Очень интересно смотреть мультфильм, но не менее интересно сделать его самим.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, занимающиеся на логопедическом пункте, учитель-логопед, родители воспитанников.

Сроки реализации: 2 учебных года.

Цель проекта: повышение мотивации воспитанников к логопедическим занятиям посредством анимационной деятельности.

Гипотеза: если мы раскроем секреты создания мультфильмов и создадим свой собственный мультфильм, то полученные детьми на занятиях речевые навыки будут иметь более стойкий эффект и повысят качество речевого развития в целом.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, познакомить с профессиями: сценарист, мультипликатор, оператор съемки, монтажер.
  2. Развивать общие речевые навыки: интонационную выразительность, темпо - ритмическую организацию, речевое дыхание; связную речь.
  3. Развивать функцию самоконтроля за своей речью, звукопроизношением
  4. Развивать творческое мышление и воображение, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
  5. Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  6. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  7. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворение от успешно выполненной работы.

Принципы реализации проекта:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип интеграции;
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности;
  • принцип системности.

Ожидаемый результат. Для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала и способностей детей, повышение интереса к логопедическим занятиям и эффективности коррекционного процесса. Для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Изготавливая персонажей и декорации для съемки мультфильмов, дети осваивают и используют навыки традиционных и нетрадиционных техник изодеятельности и конструирования, тем самым развивают навыки мелкой моторики и инициативное творческое начало.

Непосредственно участвуя в процессе работы над созданием мультфильма и озвучиванием героев, у детей развивается связная речь, повышается мотивация использовать поставленные звуки в речи, что улучшает качество речевого развития в целом.

Механизм выполнения. Реализация данного проекта возможна с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения и занимающимися на логопедическом пункте, а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью.

Оборудование и материалы: фотоаппарат; штатив; дополнительное освещение (лампа); анимационный станок, компьютер, программы для создания мультфильма; диктофон, микрофон; материалы для создания фона, персонажей в зависимости от выбранной технологии.

Ход реализации проекта

В течение 2016-2017 учебного года в проекте приняло участие 23 ребенка. С диагностической целью в начале года было проведено анкетирование родителей и детей. Все родители воспитанников указали, что они заинтересованы в участии своих детей в проекте, хотели бы, чтобы дети получили первоначальные знания и навыки создания мультфильма, наметили роли, которые, по их мнению, захотят выполнять их дети.

Анкетирование детей показало, что знания детей старших групп о создании мультфильмов очень скудные, несколько лучше были результаты у детей подготовительной группы. Дети не имели четкого представления, как делаются мультфильмы. Они просто любили их смотреть.

Это подтвердилось и во время игры – путешествия «В стране Мульти -Пультии». Ребята с удовольствием угадывали мультфильмы, узнавали героев из них, продолжали реплики из знакомых мультиков, собирали пазлы и рисовали своего любимого мультипликационного героя. Выполнение последнего задания определило будущих художников для коллективного мультфильма.

О том, как создание мультфильмов может помочь дошкольникам справиться с трудными звуками, было рассказано родителям воспитанников во время практикума «Мы рисуем мультики». Родители познакомились с примерами детских мультфильмов, этапами и особенностями их создания, обсудили возможные трудности.

И закипела работа над нашим первым коллективным мультфильмом по сюжету русской народной сказки «У страха глаза велики».

Дети с удовольствием создавали декорации и героев будущего мультика. Узнали, как можно «заставить» героев двигать руками, ногами, лапами. Сами предлагали варианты, как сделать листья, яблоки, оформить избу, а затем с большим старанием рисовали, клеили, лепили, моделировали и, конечно, общались друг с другом. Затем мы разучивали роли, инсценировали сказку с элементами костюмов. D:\мультики\у страха\у страха\фото работа\_DSC0110.JPG

Но самым сложным оказался съемочный процесс. Детям, а у многих из них присутствует синдром гиперактивности, очень трудно было медленно передвигать героя и не забывать про движения рук и ног.  Детки быстро уставали, поэтому съемка затянулась. Попутно дети разучивали песню, которая, в D:\мультики\у страха\у страха\фото работа\20161118_095830.jpgD:\мультики\у страха\у страха\фото работа\20161206_123812.jpg

их исполнении, была вставлена в мультфильм на время титров. Наконец, весь материал был отснят и смонтирован. Пришло время озвучивания. Оказалось, что дети боятся говорить в микрофон. Они прекрасно, с эмоциями произносят свои реплики в инсценировках, но, в микрофон так говорить не могут. Пришлось снова потрудиться. Мы слушали фрагменты в записи, анализировали: интересно ли слушать, передали ли голосом эмоции героя. И записывали снова. И вот мультик готов! Показать его решили на Новогоднем празднике в качестве подарка родителям. Вместе разъясняли, что такое афиша и как она должна выглядеть и рисовали ее. На празднике родители и дети были в восторге. Всем очень понравился мультфильм.D:\мультики\у страха\у страха\фото работа\20161220_102615.jpgD:\мультики\фото в работе\20170419_151455.jpg

В январе, на зимних каникулах, детям совместно с родителями было предложено разучить стихотворение о животных. А попутно, при желании, принять участие в конкурсе «Лучший фон для мультика»: нарисовать героев стихотворения и декорации к нему. После праздников дети стали приносить свои работы. Мы обсуждали с каждым сюжет, при необходимости корректировали рисунки, что-то добавляли и снимали индивидуальные мультфильмы. Так, у нас получился «Мультбукет для мамы» - мы демонстрировали свои работы на праздниках, посвященных женскому дню.

D:\мультики\баня\_DSC0852.JPGD:\мультики\кадры из разных мф\DSC_6042.JPG

D:\мультики\кот-рыбак\_DSC0344.JPGD:\мультики\кадры из разных мф\DSC_6350.JPG

D:\мультики\кадры из разных мф\DSC_6350.JPG

D:\мультики\кадры из разных мф\DSC_6134.JPG

Идея о создании еще одного коллективного мультфильма пришла детям после конкурса чтецов «Ребятам о зверятах» - им очень понравилось стихотворение И.Соколова-Микитова «Ежинка». Мы решили создать одноименный мультфильм. Здесь уже сказался накопленный опыт. Ребята значительно быстрее справились с работой. И на открытии Недели здоровья, посвященной году экологии в России, мы смогли устроить премьеру. Затем этот мультфильм занял 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Время знаний».D:\мультики\фото в работе\4.jpgD:\мультики\кадры из разных мф\_DSC0172.JPG

Все детские работы, а также фоторепортажи о том, как они создавались, размещались в нашей группе «Звукарик» в сети интернет.

Интервью с детьми в конце учебного года показало, что им всем было интересно участвовать в проекте, все хотят продолжить заниматься в следующем году.

В течение учебного года мы посмотрели обучающий фильм, узнали о разных техниках создания мультфильма, поговорили и попробовали себя в профессиях людей, создающих мультфильмы, и попытались создать мультики в технике перекладки. Таким образом, в течение учебного года детьми было создано 12 мультфильмов.

В этом учебном году мы  продолжаем работу по проекту – осваиваем новые техники. Уже создали два объемных мультфильма с пластилиновыми героями и декорациями. D:\мультики\рабочие материалы\елка сцены\100D3300\_DSC0010.JPGD:\мультики\рабочие материалы\елка сцены\100D3300\_DSC0057.JPG

Теперь, когда дети уже имеют представление о создании мультфильмов, мы снимаем мультики на свои сюжеты. А, значит, развиваем все стороны речи: и лексико-грамматическую, и связную речь. И конечно, воспитываем звуковую культуру речи. Сейчас полным ходом идет работа над Мультфейерверком – сборником детских авторских мультфильмов. D:\мультики\рабочие материалы\мультфейерверк\Ева Алиса\_DSC0321.JPGD:\мультики\рабочие материалы\мультфейерверк\Лика\_DSC0123.JPGD:\мультики\рабочие материалы\мультфейерверк\мышонок тим\130.JPG

Дети придумали и сделали своих героев и декорации, сочинили сюжеты. Уже отсняли 6 мультфильмов, впереди еще 4. D:\мультики\рабочие материалы\мультфейерверк\пингвин милана\_DSC0116.JPG

В процессе работы над мультфильмом большое внимание уделяется развитию речевых навыков. На первом этапе – этапе обсуждения сюжета и раскадровки – развивается связная речь и лексико-грамматическая сторона речи, так как детям нужно разобрать сюжет будущего мультика по сценам, спланировать какими будут герои, и как они будут двигаться в кадре. Затем активно развиваем моторные навыки совместно с творческим воображением, создавая героев и фоны для будущих сцен мультфильма. А это способствует речевому развитию детей. На этапе съемки развивается мелкая моторика пальцев рук, формируется выдержка и терпение. Во время озвучивания работаем над общими речевыми навыками: четкостью дикции, выразительностью, темпом и ритмом речи. И, естественно, закрепляем поставленные звуки, следим за звукопроизношением. Все это способствует более успешным результатам коррекционной работы.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом решается основная задача логопедических занятий – развивается речь ребенка. А, поскольку делать мультики детям интересно и нравится, то и интерес к занятиям увеличивается, а, следовательно, повышается эффективность коррекционной работы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...


 

Комментарии

Новикова Светлана Алексеевна

Оля, победы на областном этапе "Воспитатель года". Молодец!