Главные вкладки

    Развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате
    план-конспект занятия (младшая группа) на тему

    Токарева Анжела Дмитриевна

    В данном материале представлен цикл занятий с детьми младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsikl_zanyatiy_dlya_sen_kom.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающие занятия для детей  младшего дошкольного возраста

    в сенсорной комнате

    Занятие №1
     «Знакомство с волшебной комнатой»

     Цели:
     - развивать когнитивную сферу детей;
     - активизировать произвольное внимание, умственные способности;
     - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
     - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
     - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
     - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
     - развивать коммуникативные навыки;
     - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
     - формировать навыки саморегуляции.
     Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности;  центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

                                                   Ход занятия 

    Ритуал начала занятия.

    Игра «Приветствие»:

     -  Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
     2.
     -    А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. ( Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
     -  А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
     - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. ( Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
     - Что чувствуют ваши ножки?
     - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
     3.
     - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
     - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
     - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
     (Через несколько минут дети меняются местами.)
     4.
     - Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
     5.
     - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
     6.
     - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
     (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
     7.
     - Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
     - Что это?
     -  Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
     - А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
     (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
     8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
     - Какого цвета шарики?
     (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
     - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
     - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
     9.
     - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
     Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
     (Звучит релаксационная  музыка.)
     - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
     - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
                                          Дышится легко и свободно.
                                          Мы спокойно отдыхаем,
                                          Сном волшебным засыпаем.
                                          Дышится легко, ровно, глубоко.
                                          Дышится легко, ровно, глубоко.
      
     -  Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
     Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
     10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
     - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
     Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

                                                  


    Занятие № 2
                Игра «Помощь друзей»

    Цели:
     - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
     - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
     - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
     - стимуляция поисковой и творческой активности;
     - создание положительного эмоционального настроя.
     Материалы и оборудование: подсветка «веселки»; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

                                                     Ход занятия 

                                           Ритуал начала занятия.

    Игра «Приветствие».  
     -  Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
     - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
     - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
     3.
     - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
     - Твой герой злой или добрый?
     - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
     - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
     4.
     - Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками.  (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
     5.
     - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр).  По  очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
     6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
     - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
     - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
     - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
     - Вот и закончилась наша игра.
     7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
     - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

                                               

    Занятие № 3

    Цели:
     -  развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;
     - развитие конструкторских способностей;
     - продолжение развития глазомера;
     - развитие координации «глаза - рука»;
     - закрепление знания цветов спектра;
     - снятие эмоционального напряжения;
     - развитие воображения.
     Материалы и оборудование: игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные тактильные квадраты; подсветка «веселки».

                                              Ход занятия 

    Ритуал начала занятия.

    Приветствие «веселок».
     2.
     - Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
     3.
     - Подойдите  к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
     4.
     - Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
     5.
     - Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
      6.
     - Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
     7.
     - Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
     Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
     Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
     8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
     - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»
                                              
       

                                                   Занятие № 4
                                      «Давайте представим…»

     Цели:
     - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
     - продолжение обучения умению определять свое настроение;
     - обучение способам поднятия настроения;
     - развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
     - саморегуляция психического состояния.
     Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

                                                 Ход занятия

    Ритуал начала занятия.

    Приветствие «веселок».  
                      -  Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
                                - Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
           3. Далее психолог читает стихотворение:
                                         Бывает чувства у зверей,
                                         У рыбок, птичек и людей.
                                         Влияет, без сомнения,
                                         На всех нас настроение.
                                         Кто веселится?
                                         Кто грустит?
                                         Кто испугался?
                                         Кто сердит?
                                         Рассеет все сомнения
                                         Хорошее настроение.
      
            4.
                                   - А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
           5.
     -  Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
     (Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
     - Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
     - Спящий человек похож на выключенную машину.
     - Тело устает за день, и ему нужен отдых.
     - Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
     - Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
     - А теперь вы  - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
     - А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
     - Тянемся вверх, как жирафы.
     - Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
     - А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
     - А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
     - Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
     6. Ритуал окончания  занятия.

                                                     

    Занятие № 5 
           «Будьте внимательны!»

    Цели:
     - продолжение развития психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;
     - формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической;
     - развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;
     - развитие координации «глаз – рука»;
     - продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.
     Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аквалампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

                                                    Ход занятия   

    Ритуал начала занятия.

    Приветствие «веселок».  
     - Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
     ( Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
               3.
     - Выходим  с  вами на полянку. (Центр спокойных игр.)
     - Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
              4.
     - А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
     Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
             5.
     - Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
             6.
     - А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)
             7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
     - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающее занятие для среднего дошкольного возраста "Радость"

    Конспект корреционно-развивающего  занятие для детей среднего дошкольного возраста по теме "Радость"....

    программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

    Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...

    программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

    Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...

    Психологическое коррекционное развивающее занятие с детьми дошкольного возраста (психогимнастика) по теме: "ЦИРК".

    Цели работы: Устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.Задачи: 1. Отреагирование актуальных состояний;2. Снятие эмоционального напряжения...

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ДОУ

    Комплекс игр,направленных на релаксацию, развитие слуха, воображения и повышения коммуникации....

    доклад на районном методическом объединении: "Работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате"

    Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необход...