доклад на районном методическом объединении: "Работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате"
материал

Веретенникова Наталья Викторовна

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Сенсорная комната предназначена для развития двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия напряжения, тревожности, агрессивности, активизации мозговой деятельности и формирования положительного эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Сенсорная комната предназначена для развития двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия напряжения, тревожности, агрессивности, активизации мозговой деятельности и формирования положительного эмоционального состояния.

Сенсорная комната : комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната.

Представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. 

              Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций.

                Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.

Кабинет оснащен современным оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционной, психологической работы с разными категориями детей.

Моя работа в сенсорной комнате направлена не только на релаксацию и активизацию психической деятельности детей, но и является одним из важнейших средств коррекции и профилактики нарушений.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы в условиях сенсорной комнаты:

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: снятие психоэмоционального напряжения;

саморегуляция и самоконтроль;

умение управлять своим телом, дыханием;

умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной. 

Занятия с детьми проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме.

В зависимости от задач и возраста детей я использую разные приемы и методы работы с оборудованием в сенсорной комнате.

Оборудование сенсорной комнаты.

Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; Предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр. 

Напольная сенсорная дорожка: Способствует развитию рецепторов стопы; Развитие тактильного восприятия; Развитие координации движений; Профилактика плоскостопия; Стимулирует работу внутренних органов. 

Оборудование сенсорной комнаты: Аквалампа (зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами) Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колоны, позволяет детям удобно расположиться рядом и ощутить тактильно и зрительно ее благотворное: Успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. Зеркальный уголок с пузырьковыми колонами я чаще всего использую для активизации эмоционального мира детей («Улыбнись рыбке», «Найди такую же?», «Кто в зеркале?», «Назови рыбку?»,Что бывает таким цветом?» ) С помощью пузырьковых колон можно использовать упражнения для глаз (по методике В.Ф. Базарнова).

Оборудование сенсорной комнаты: Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекции уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Меняющийся цвет шариков стимулирует зрительные ощущения и восприятие ребенка. 

Оборудование сенсорной комнаты: Панно «Звездное небо» – важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно находит применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно- визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психоэмоционального и мышечного напряжения. Настенное панно  «Звездное небо» развивает речь и концентрирует внимание детей, с помощью игры «Что изменилось?», «Чего не стало». Дети любят придумывать космические истории, и играть в космонавтов. Так же мы играем в космонавтов лежа на матах, дети считают мерцающие звезды, будто бы дотрагиваются  руками до звезд, выбирают любимую звезду, загадывают желания. Это помогает детям раскрыться, и на вербальном уровне поделиться своими переживаниями. Панно так же используется на занятиях для формирования представлений об окружающим макропространстве (космос, звезды)

Оборудование сенсорной комнаты: Мягкие игровые модули это сборные увлекательные мягкие конструкции в виде различных форм для детей. Мягкие детские игровые комплексы имеют замечательную яркую окраску и. помогают воплотить самые бурные фантазии в жизнь, позволяя ребёнку рулить на игрушечных мягких игровых комплексах машинках, летать на самолётах и управлять мягкими сборными игровыми комплексами конструкциями пароходов. 

Тревожным детям при первом посещении сенсорной комнаты даю возможность исследовать ее и удостовериться в ее безопасности при освещении и ввожу последовательно максимум три стимула в зависимости от целей занятия.

Длительность занятия зависит от возрастных и индивидуальных особенностей. Для возбудимых детей длительность занятий сокращаем, снижаем нагрузку на сенсорику, исключаем элементы активной стимуляции, например, зеркальный шар, который создает эффект «метели» солнечных зайчиков, включается не более 2 минут. Такой светоэффект требует определенных изменений в пространственной ориентировке, во время упражнений. Он стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение, концентрирует внимание на движущихся бликах, которых бесконечное множество. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, и они сидя на мягком пуфике представляют, «Полет на небо», а блики это падающий снег, или мелькание «солнечных зайчиков», которые ловят дети.

Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:

• Ритуал начала занятия;

• Игры и упражнения на развитие психических процессов;

• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация);

• Рефлексия, подведение итогов;

• Ритуал окончания занятия.

Результатом посещения сенсорной комнаты являются:

• Умение взаимодействовать в группе;

• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;

• Снижение агрессивности, тревожности;

• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;

• Достижение состояния расслабления.

Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:

• Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;

• Дети, имеющие трудности в общении;

• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому саду.

Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:

• Инфекционные заболевания;

• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);

• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);

• Эпилиптический синдромом;

• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;

• Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Игры, упражнения, которые использую в своей работе.

Под дождем (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Ребенку предлагается представить что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней

Море (сухой бассейн)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения, придумывает рассказ.

Волшебный мостик (сенсорная дорожка)

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.

Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

Музыкотерапия

Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.

Ребенку предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия), прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.

Уходи, злость, уходи!

Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.

Ребенок ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн). Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!». Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.

Выбиваем пыль

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Егоза

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.). После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Упражнения по коррекции уровня тревожности

Ха!

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Чтение стихотворения:

Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: Ах!
Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово Ах я позабыл с тех пор!

Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!

У страха глаза велики

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

- Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

  • мы сжались в комочек и застали
  • брови подняли вверх, глаза широко раскрыли
  • рот приоткрыли
  • боимся пошевелиться и вздохнуть
  • голову втянули в плечи, глаза закрыли.

- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, — а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Страх совсем не страшный (зеркало)

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Ребенку предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (ребенок с психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы).

Упражнения на релаксацию с использование сенсорного оборудования

Летняя ночь (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Ночная симфония». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Отдых на море (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…

Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…

Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Наименование оборудования

Цели использования

Формы использования

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

-кинестетической и тактильной чувствительности;

-образа тела;

-пространственных восприятий и представлений;

-проприоцептивной чувствительности.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности.

Игры на снятие агрессивности, тревожности

Имитация плавания

Упражнения на релаксацию

Сеансы психофизической разгрузки

Интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Развитие:

-зрительного восприятия;

-цветовосприятия;

-тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация в процессе представления образов.

Гимнастический мат

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие:

-образа тела;

-общей моторики;

-пространственных представлений.

Релаксация.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности.

Мягкое напольное покрытие

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие:

-образа тела;

-общей моторики;

-пространственных представлений.

Релаксация.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности.

Сухой душ (набор шелковых разноцветных лент)

Стимуляция тактильных ощущений.

Развитие:

-восприятие пространства;

-образа тела.

Упражнения на воображение.

Проектор

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Развитие:

-зрительного восприятия;

-цветовосприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: воздействие зрительных образов.

Создания визуальных эффектов.

Музыкальный центр

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции.

Упражнения.

Этюды.

Сказкотерапия.

Комплект светонепроницаемых занавесей

Создание психотерапевтического пространства.

Развитие:

-воображения;

-восприятия пространства.

Релаксация.

Тактильная дорожка

Развитие:

-проприоцептивной чувствительности;

-рецепторов стопы;

-координации движений;

-кинестетической чувствительности;

-мыслительной деятельности;

-речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

-произвольного внимания.

Тренировка навыков ходьбы.

Массаж ног.

Профилактика плоскостопия.

Коррекция уровня тревожности.

Игры – путешествия.

Игры на воображение.

Игры на коррекцию уровня тревожности.

Светильник «Вращающийся шар»

Развитие:

- цветовосприятия;

-внимания;

-воображения;

-познавательной сферы;

-ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов.

Сказкотерапия.

Упражнения для коррекции страхов.

Упражнения по релаксации.

Упражнение «Дискотека».

Люстра Чижевского

Позволяет полностью нейтрализовать вредное излучение от компьютеров, видеотехники, чистить воздух от пыли, аллергенов и микробов

Центр спокойных игр

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений.

Развитие:

-коммуникативных навыков;

-познавательных процессов;

-восприятия и воображения;

-речи.

Игры.

Тренинг творческих тактильных восприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ДОУ

Комплекс игр,направленных на релаксацию, развитие слуха, воображения и повышения коммуникации....

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Занятия с детьми младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате учреждения

Тематическое планирование занятий с детьми младшего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ, в сенсорной комнате учреждения...

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет "Письмо из лесной школы".

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет " Письмо из лесной школы"Совершенствовать коммуникативные навыки, навыки вербаль...

Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)

Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей  дошкольного возраста и предназначено...