опыт работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»
статья (старшая группа) на тему

Чепурная Елена Эдуардовна

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д.

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействий детей и взрослых (родителей, воспитателей, а так же той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д.

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействий детей и взрослых (родителей, воспитателей, а так же той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.

В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольной Организации и Семьи.

Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на сциокультурном опыте» для дошкольного образования. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:

-объединить усилия дошкольной Организации и Семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;

-осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;

-Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;

-повышать педагогическую культуру родителей.

Сегодня я хочу поделиться со своим опытом работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», которая позволяет решить данную задачу, и о новых формах работы с родителями, которые я применяю в своей педагогической деятельности, так как решающую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка играет его семья.

По этой программе я работаю  второй год, приобретена вся необходимая методическая литература. В детском саду имеются комплекты книг для всех возрастных групп.

В моей подготовительной группе, это«Сказочное слово»«Светлый образ»«Мастера и рукодельницы»«Напутственное слово», и «Семейные традиции».

На сегодняшний день это лучшая программа, в которой активную роль играют родители.

Опыт работы дошкольных учреждений с родителями воспитанников в течение многих лет показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Программа «Социокультурные истоки»основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.

Программа «Социокультурные истоки» предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.

Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Проведение занятий с родителями по программе «Социокультурные истоки»;

2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми. Содержание книг носит интегративный характер. В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.

Занятия с родителями в активных формах провожу на основе методологии Истоковедения. Для создания доверительной обстановки, я провожу работу в ресурсном круге, в паре, в четвёрке, в микрогруппе.

В ресурсном круге благодаря открытой коммуникации, каждый имеет возможность обменяться своими знаниями. Родители учатся слушать и слышать друг друга, делиться имеющимся опытом в воспитании детей, принимать совместные решения. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В активных формах обучения я такой же участник общения, как и родители. Делюсь своими мыслями, чувствами, поддерживаю словом, взглядом, жестом. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.

Каждое занятие с родителями имеет определённую структуру.

1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.

2. Далее родителям предлагаю познакомиться с книгой для развития, а затем выполнить ряд заданий для осмысления, как заниматься по ней дома вместе с детьми.

3. Итогом работы является: активное занятие (ресурсный круг, в паре и т. д.)

Во время активного занятия:

1. Родители читают «Слово к родителям» в книге для развития по теме, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в Программе.

2. Основной этап направлен на осмысление главной идеи произведений (сказок);

3. Заключительный этап включает в себя рефлексию. Родителям предлагается высказать своё мнение по обсуждаемой теме. У родителей развивается способность анализировать собственный опыт. Свою работу в этом направлении я начала с изучения алгоритма работы воспитателя по реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, которую предлагает О. С. Абрамова, методист «Истоковедения».

Для начала, по каждой теме прорабатываю социокультурные тексты из учебников «Истоки» для начальной школы по категориям курса, делаю из них выборку для осваиваемой темы и помещаю в раздел «Слово к родителям» информационного экрана.

Оформила в прихожей комнате информационный экран «Социокультурные истоки», в котором предоставляется родителям полная информация о работе по программе в течение месяца. Помещаем дополнительную информацию по теме, даем рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития, уточняем дату и время проведения итогового занятия с детьми, приглашаем к участию родителей, предлагаем выучить с ребёнком к занятию потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др. В соответствии с темой месяца вместе с родителями вносим изменения в предметно – пространственную среду группы. Организовываем выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства. Вывешиваем репродукции картин отечественных классиков живописи.

Чтобы заинтересовать родителей в предстоящем занятии, заранее с детьми оформляем семейные пригласительные билеты для участия в совместных итоговых занятиях.

Вместе с детьми готовимся к проведению активного занятия с родителями в соответствии с планом реализации системы взаимодействия «Моя семья» и завершаем занятие чаепитием.

Все родители в течение месяца вместе с детьми оформляют страницы Альбома «Мои Истоки», где выполняются задания, указанные в книгах для развития.

Результаты анализа работы с родителями по данной программе показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно выросли. Родители заинтересованы новыми формами проведения мероприятий, возросла их активность.

Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольной Организации и Семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольной Организации.

Литература

1. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.

2. Кузьмин И. А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015г.

3. Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки» Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»

В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении».

Работа с родителями является ключевым элементом  в реализации программы....

Совместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст.

Срвместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении.

laquo;Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении»

Духовно- нравственное развитие ребенка осуществляется под влиянием многих факторов. Немало важную роль среди них играет окружающая среда и, прежде всего семья, где воспитывается ребенок и образователь...