семинар-практикум для педагогов "Секреты запоминания"
план-конспект занятия на тему

Байгашева Татьяна Александровна

Дошкольный возраст – это тот замечательный период, когда каждый день полон открытий. Новые слова и лица, ощущения и запахи, новые игры и правила, новые знания и впечатления – огромный поток информации. Все это ребенок впитывает в себя и запоминает.

Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте связаны с восприятием и мышлением. Сначала всё яркое, необычное запоминается как бы само собой. Это называется непроизвольной памятью. Постепенно восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые выразительные, с его точки зрения, признаки объекта, и не всегда это существенные признаки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_zapominaniya.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Калтасинский д/ сад №1 «Солнышко»

________ Г.С.Саетгареева

Семинар-практикум

для воспитателей на тему:

«Секреты запоминания»

Педагог-психолог

Байгашева Т.А.

с.Калтасы

2017г.

Дошкольный возраст – это тот замечательный период, когда каждый день полон открытий. Новые слова и лица, ощущения и запахи, новые игры и правила, новые знания и впечатления – огромный поток информации. Все это ребенок впитывает в себя и запоминает.

Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте связаны с восприятием и мышлением. Сначала всё яркое, необычное запоминается как бы само собой. Это называется непроизвольной памятью. Постепенно восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые выразительные, с его точки зрения, признаки объекта, и не всегда это существенные признаки.

Маша (3 года) спрашивает по дороге в детский сад у мамы: «Сегодня воспитательница, которая с сережками или без сережек?»

Костя (4 года) рассказывает в детском саду о спектакле: «Там был один такой с мечом, меч светится голубым светом, ярко так, я такой меч хочу!» Воспитательница: «А тот, который с мечом, он был хороший или плохой?» Костя: «Не знаю».

Произвольная память включается волевым усилием, под контролем сознания в виде постановки цели и с использованием специальных приемов. Развитие произвольной памяти у дошкольников происходит быстрее, если взрослые побуждают его воспроизводить накопительный опыт: играть в игры с правилами, пересказывать сказки и рассказы, фиксировать последовательность событий (режим дня, дни недели и пр.) Развивать и тренировать произвольную память можно с помощью специальных техник запоминания. Память может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. Например, через несколько минут после завтрака ребенок может подробно описать, что он ел, но в течение дня эта информация у него постепенно стирается. И традиционный мамин вопрос «Что ты ел в детском саду?», как правило, остается без ответа.

Особую роль при развитии памяти играют постоянные наблюдения. Если внимание ребенка целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память. Память человека принято классифицировать и по характеру психической активности.

Двигательная память  выражается в запоминании и последующем воспроизведении различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Малышу двигательная память помогает научиться переворачиваться, сидеть, ходить, старшему дошкольнику – писать, кататься на велосипеде, играть на фортепиано и т.д.

Эмоциональная память помогает человеку запоминать и сохранить переживания и все, что с ними связано.

Образная память. При ее формировании участвуют органы чувств. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Это вид специфически человеческой памяти (животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая у них отсутствует).

Приемы, помогающие запоминанию

Движения-помощники

Прием основан на естественном стремлении детей к подражанию. Первые стихи с движениями – это потешки и пальчиковые гимнастики. Например:

Ой, лады, лады, лады!

(Показывают ладошки или хлопают)

Не боимся мы воды!

(Качают головой)

Часто умываемся,

(«Умываются» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаются, разводят руки в стороны).

Такой прием запоминания обычно к трем годам есть в арсенале у каждого ребенка. Затем можно приступать к более сложным заданиям, например, учить стихи.

Для этого взрослый сначала должен выразительно прочитать детям стихотворение. Затем разделить его на логические части (чем младше дети, тем короче должны быть отрывки). В каждом отрывке нужно выделить слова, которые можно легко изобразить с помощью движений и мимики и придумать вместе с детьми, как это сделать. Затем прочитать стихотворение, изображая выбранные слова мимикой и жестами.

Сначала дети «читают» стихотворение вместе со взрослыми. Затем пытаются рассказать его самостоятельно, используя движения-помощники. Когда стихотворение с движениями разучено, можно предложить рассказать его без движений, но разрешить другим детям использовать движения как подсказки.

Интересно, что такой прием помогает не только быстро выучить текст, но и научиться читать стихи с выражением.

Рисование

Методика запоминания см помощью рисования схем и простых картинок развивает не только память, но и ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, обогащает словарный запас.

Предложите ребенку к каждому названному слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Начинайте с тех слов, образы которых дошкольник сможет изобразить, например: ёлка, дом, дорога, цветок, солнце, мяч, дождь.

Постепенно усложняйте задание: увеличьте количество слов или предложите запомнить короткие фразы. Например, назовите пять фраз.

Вкусный завтрак.

Хорошая погода.

Мама читает.

Дети играют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникнут трудности, помогите.

На следующий день снова попросите повторить фразы с помощью этих же рисунков. Отметьте, как они помогают ребенку запоминать.

С помощью этой техники можно учить стихи. Для этого вместе с ребенком нужно придумать графические символы для ключевых слов стихотворения или тех слов, которые ребенок обычно забывает в этом тексте, - они будут графическими подсказками.

На принципе поэтапного запоминания и дальнейшего воспроизведения стихотворения по условным символам основана особая методика – мнемотаблицы. На каждое слово или словосочетание придумывается схематичная  картинка: слова «зарисовываются» в мнемоквадраты, из них формируется мнемодорожка – строка стихотворения. Из дорожек составляется мнемотаблица – стихотворение воспроизводится полностью.

После этого ребенок, используя графическое изображение, рассказывает стихотворение целиком.

Сначала схему составляет взрослый, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания схемы. Пример мнемотаблицы.

Упражнения на тренировку двигательной памяти

«Чудесный мешочек»

В полотняном мешочке лежат предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушка, пуговица, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на  ощупь должен определить и назвать каждый предмет. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.

Младшие дошкольники могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего их запоминания. Детям постарше дают уже заполненные мешочки.

«Буратино»

Упражнение проводится в парах: ведущий (папа Карло) становится за спиной ребенка (Буратино) и проделывает несколько манипуляций с «игрушечными человечками»: поднимает его руки, разводит из в стороны, поднимает его ногу и т.д. Затем просит Буратино повторить эти движения.

«Повтори»

Упражнение проводится в парах. Дети стоят напротив друг друга. Один показывает подряд 5-6 движений, второй должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например: руки вверх, вперед, в стороны, на пояс, присесть; руки вперед, присесть, руки вверх, встать, руки на пояс, прыжок.

«Ночь и день»

Упражнение проводится в парах. Один ребенок – «путник», другой – «проводник». «Наступает ночь» Путнику завязывают глаза. Проводник, держа его за руку, должен провести по намеченному пути. Маршрут и действия на маршруте выбирает сам путник, например: «Три шага вперед, подпрыгиваю на месте, два шага влево, стою на одной ноге, два шага назад».

Затем «наступает день». Путнику снимают повязку, и он должен повторить маршрут и свои действия с открытыми глазами. Проводник проверяет правильность выполнения.

Упражнения на тренировку слуховой памяти

«Постучи, как я»

Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

«Чудесные пары»

Необходимо подобрать пары слов, связанных между собой по смыслу, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова взрослый читает ребенку три раза, интонационно выделяя каждую пару.

Через некоторое время взрослый повторяет только первые слова пар, а вторые ребенок должен вспомнить и назвать.

Это упражнение – тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребенка вспомнить вторые слова пар не сразу, в спустя полчаса.

Для усложнения упражнения можно увеличивать число парных слов.

«Попугайчик»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество числе в ряду постепенно увеличивается.

Вариант 2. Ребенку называют слова (от 4 до 10) и просят их воспроизвести.

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке и просят их воспроизвести в обратном порядке.

Упражнения-игры на тренировку зрительной памяти

«Пуговица»

Игра проводится в парах. Перед игроками лежат два одинаковых  набора пуговиц, в которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровой поле – квадрат, разделенный на 9 клеток.

Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает свое игровой поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Для усложнения игры можно увеличивать поле (16 или 25 клеток) и количество пуговиц.

«Найди отличия»

Игра удобна тем, что ее можно проводить где угодно: на прогулке, в группе. Взрослый выбирает знакомый всем предмет и предлагает детям вспомнить как можно больше его отличительных  признаков. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать какой-либо признак предмета, когда подойдет его очередь.

Для диагностики готовности к школе психологи обычно используют тест «10 слов»

Цель. Диагностика объёма непосредственно вербальной памяти.

Стимульный материал. Ряд из 10 не связанных меду собой слов. Для детей 6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас назову слова, которые ты должен запомнить и повторить мне в конце занятия.

Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом 1-2 секунды), четко произносит приведенные выше 10 слов и просит ребенка повторить их (в случае необходимости исправляет сделанные им ошибки), Фиксирует количество слов, которые ребенок запомнил.

Затем взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз и просит ребенка: «Повтори все слова, которые ты сейчас запомнил, и те, которые ты уже называл».

Тест проводится до тех пор, пока ребенок не сможет повторить все слова ( но не более 7 раз).

Примерно через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить слова («Помнишь, ты повторял слова? Какие сейчас можешь вспомнить?»), причем взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов названо правильно.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти.

Норма: воспроизведение 4-5 слов при первом повторении и запоминание всего ряда слов после 2-3 повторений.

При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме де6ти должны назвать 5-7 слов.

Если ребенок не смог вспомнить даже 2-3 слова (как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении) либо не запомнил словесный ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне развития памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...