Картотека игр для снятия детской агрессии
методическая разработка (старшая группа) на тему

Семенова Елена Николаевна

Игры для снятия агрессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_snyatiya_detskoy_agressii.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для снятия детской агрессии

 «Клеевой дождик»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего человека. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула
  2. Проползти под столом
  3. Обогнуть широкое озеро
  4. Пробраться через дремучий лес
  5. прятаться от диких животных

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепиться от своего партнера (сплоченность)

 

«На кого я похож»

Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: на какое животное он похож? На какую птицу? И т.п. (при этом изображая животное телом и лицом) свои варианты может предлагать и сам ребёнок.

 

«Ваза»

Цель: снятие напряжения, повышение самооценки. Ребенку предлагаются на выбор любые маленькие баночки, которые обклеиваются тонким слоем пластилина и украшаются мелкими деталями.

 

«Аппликация»

Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Мы рисуем для ребёнка контур какого-либо предмета, животного (зависит от возраста ребёнка). Ребёнок рвет цветную бумагу и кусочки наклеивает – получается аппликация,

снятие напряжения, выражение себя.

 

«Чудовище»

Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Рисует ребёнок пальчиками страшное чудовище. Мы задаем вопросы (как при рисунке несуществующего животного). Затем уничтожает рисунок – рвём на мелкие части. На пол выбрасываем кусочки и топчем, затем выбрасываем в урну.

   

«Правило дружбы»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети по кругу заканчивают предложение «Кто ругается, дерётся, то превратится в …»

 

«Леворучки»

Ребенку представляем карандаши, краски или фломастеры и листок бумаги. Включаем расслабляющую музыку. Слушая музыку, ребёнок рисует левой рукой (левша – правой).

 

«Звуки природы»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Перед ребёнком ватман, тарелки с гуашью. Включаем музыку и даём команду «крась!» Ребёнок макает в тарелку ладони и красит. Как только музыка останавливается, ребёнок перестаёт красить и ждёт очередную команду. Игру проводят 3-4 раза.

 

«Снежная баба»

Цель: разминка мышц и эмоций, внимание к человеку, реакция.

Солнце греет и баба тает. Ребёнок, изображающий «бабу» постепенно «тает», превращаясь в лужу.

 

«Маленькие птички»

Цель: разминка мышц и эмоций, внимание к человеку, реакция.

Дети изображают маленьких птичек, которые по команде ведущего «летают» и садятся.

 

«Сороконожка»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

 «Волшебные шарики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки  шарик  и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

 «Мой хороший попугай»

Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе.

 

«Цветик – семицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из  лепестков нарисованы лица, выражающие основные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

 

«В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рисует ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя….?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»

 

«Эмоции героев»

Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний.

В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен …

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.

Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

 

«Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. 

«Огонь, вода, воздух, земля»

Цель:  тренировка реакции участников, способность их быстро принимать нужное решение, развитие самоконтроля.

Участники становятся в круг, в центре – ведущий с мячиком в руках. Он кидает мячик любому из игроков, говоря: «огонь». Тогда тот, кому бросили мяч, должен его поймать и молча повернуться на 360 градусов, затем вернуть мяч ведущему. Если «вода», - назвать любое водоплавающее существо; «земля»- земное, живущее на земле. «Воздух» – летающее существо. Когда мяч у участника, то он должен дать ответ в течение 3х секунд, если он не ответит, то назначается фант

 

«Третий лишний»

Цель:   тренировка быстроты внимания, ловкости, эмоциональная разрядка.

Участники становятся в круг попарно: один перед другим и «лишних» двое: один – убегающий, второй его догоняет.  Тот, который убегает, может бегать только за пределами круга, но у него есть право встать впереди любой из пар. Догоняющий участник пытается догнать сначала первого убегающего, а затем «третьего лишнего». Если догоняющий участник осалит убегающего, они меняются местами. В этой игре нужно как можно больше кричать, визжать и т.д., т.е., выплёскивать как можно больше эмоций.

 

«Стулья»

Цель: Тренировка внимания и реакции, умение взаимодействовать и проигрывать.

В круг ставятся стулья, количество которых на 1 меньше, чем участников. Участники бегают вокруг этих стульев до тех пор, пока не прозвучит хлопок  ведущего. Участники должны занять свободные стулья, кто  останется, тот забирает стул и уходит  из игры. Игра ведется до тех пор, пока не останется два участника и, соответственно один стул.

 

«Петухи»

Цель: держать агрессию.

Участники разбиваются на пары. Правую или левую ногу они сгибают в колене и придерживают рукой. В такой позе участники должны толкаться плечами, стараясь перетолкнуть соперника в любом, свободном направлении. Комплекция здесь роли не играет, важно держать агрессию, быть как можно азартнее. Необходимо 2-3 раза сменить напарника.

 

«Тяни-толкай»

Цель: держать агрессию

Тяни: Участники разбиваются на пары, берутся за руки. Задача каждого: перетянуть соперника на свою сторону, тянуть нужно изо  всех сил.

Толкай: Напарники должны толкать друг друга в противоположную сторону, поставив руки, как стенку.

 «Не зевай»

Цель: разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля.

Группа становится в круг, в центре – ведущий с мячом.  Участники стоят спиной к  ведущему, Он кидает мяч вверх  и называет  имя кого-нибудь из участников, тот должен поймать мяч, в противоположном случае ему назначается фант. Если участник поймал мяч, он становится ведущим.

 

"Мешочек криков"

Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее

 

"Листок гнева"

Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

 

«Подушка для пинаний»

Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.

 

"Сигналы гнева"

Цель: развитие самоконтроля.

Изготовить 3 карточки любой формы, красный – дети громко кричат (поют), жёлтый – шёпотом, синий – закрывают рот руками.

 

«Пейзаж»

Цель: выражение себя, снятие напряжения.

 Используется с детьми 6-7 лет. Ватман, гуашь. Мы рисуем пейзаж простым карандашом, ребёнок раскрашивает элементы пейзажа по очереди со взрослым или другими детьми.

 

«Колотим воздух»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

Кулачками , руки вытянуты перед собой. Со всей силы вверх-вниз.

 

«Верёвочка»

Цель: развитие самоконтроля, умение доверять.

На пол кладут нитку или рисуют мелом. Ребёнок закрывает глаза, мы его ведём. Если работа групповая, ведёт другой ребёнок.

 

«Бой воздушными шарами»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

У детей шары или пластиковые бутылки. Они ведут бой – по сигналу – останавливаются.

 

«Комкаем-кидаем»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

Газету смять и выкинуть со всей силы.

 

«Танцуем-отдыхаем»

Цель: снятие напряжения.

Музыка играет – дети танцуют, музыка замолчала – дети отдыхают.

 

 "Обзывалки"

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

 

"Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

 

"Прогулка с компасом"

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

 

"Попроси игрушку"

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

 

"Попроси игрушку" — невербальный вариант

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

 

 

 

"Головомяч"

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

 

"Аэробус"

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.

"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

 

"Бумажные мячики"

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

 

"Пилот и диспетчер"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

    Узнайте у ребенка, как он представляет себе действия пилота в самолете: с помощью чего он ориентируется в пространстве? Как избегает столкновения с другими самолетами? На что полагается, если плохая видимость? Таким образом, вы неминуемо придете к обсуждению работы диспетчера. Не трудно привести печальные примеры из жизни, когда неверные действия пилота, невнимательность диспетчера или просто их несогласованность в работе приводили к катастрофе. Поэтому бывает очень важно доверять другому человеку и выполнять его рекомендации, если у того информации больше, чем у тебя в данный момент.

     Сначала роль пилота будет играть ребенок. Завяжите ему глаза, это означает, что самолет попал в зону плохой видимости. Теперь придется юному пилоту полностью доверить свое благополучие диспетчеру, то есть вам (или другому члену семьи, исполняющему эту роль). Как и в предыдущей игре, расставьте в комнате различные преграды. В центре поставьте пилота. Диспетчер должен находиться от него на достаточном расстоянии и управлять действиями самолета "с земли", то есть исключительно словами. Так он может давать пошаговые инструкции типа: "Повернись немного вправо, сделай три небольших шага вперед. Так, еще чуть-чуть продвинься вперед. Стоп." и т. д. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен пролететь беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения.

 

.

 

"Страна чувств"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Теперь, когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними.

Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства вы знаете. Запишите названия эмоций, которые вам вспоминаются, на отдельных листах бумаги. А теперь предложите ребенку представить, как выглядят эти "жители внутреннего мира"? Пусть он нарисует портрет каждого на листе с соответствующим названием. Процесс создания таких образов очень интересен и показателен. Обратите внимание, как представляет себе ребенок те или иные чувства, как объясняет свой выбор. Особенно информативным может быть следующее дополнение к нарисованному портрету. Предложите юному художнику изобразить, как выглядит домик каждого чувства и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.

Примечание. Полученные портреты лучше всего как-нибудь оформить. Можно создать из них "галерею чувств", развесив на стене, можно сделать художественный альбом, соединив листы вместе и сделав обложку. Главное, не выкидывайте их и не позволяйте им валяться где попало. Ведь это "жители внутреннего мира" вашего сына или дочери и только поэтому они заслуживают уважения и достойного обращения, а дети очень чувствительны к таким проявлениям родительского внимания! Работу по созданию такого альбома или галереи лучше проводить в несколько приемов (особенно с маленькими детьми), делая такие занятия систематическими и приступая к новым портретам на листах с надписью, сделанной в первый день этой долгой игры.

 

 "Дракон"

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

 

«Ласковые лапки»

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

«Я вижу...»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...».Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

 

Игра «Передай по кругу»

Дети идут по кругу, передают (пантомимой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

 

Игра «Солнце»

Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.

Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны «лучики» и улыбаются друг другу.

 

Игра «Испорченный телефон»

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний.

 

Упражнение на расслабление «Жираф»

Закрой глаза, сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей. Приподними плечи. Затем опусти их. Повтори это три раза. Затем подними каждое плечо несколько раз. Снова сядь удобно и прямо. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.

 

Упражнение «Воздушный шарик»

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик.

Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

 

Игра «Жучок»

Дети строятся друг за другом. Ведущий становится впереди с закрытыми глазами. Детям предлагается дотронуться до рук водящего. Водящий должен узнать, кто к нему дотронулся.

 

Игра «Хор»

Цель: реализовать вербальную потребность детей, объединить их и организовать общее коллективное пение.

Каждый ряд детей получает свой звук для пения (а о-и-у-е).

Взрослый дирижирует, сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной, плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением.

 

Игра «Улей»

Цель: реализовать вербальную потребность детей.

Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасные. И пчелы успокаиваются.

 

Игра «Путаница»

Цель игры: поддержание группового единства.

Выбирается при помощи считалки водящий. Он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разжимая рук детей.

 

Игра «Ёж»

Цель: реализует потребность детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

Игру повторить 3 раза

 

Игра «Хищник»

Цель: игра реализует потребность в агрессии, снимаемой мышечное напряжение.

Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и т. п.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

 

Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное

 

«Серебряное копытце»

Снятие, как излишнего мышечного напряжения, так и возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке-серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

 

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

 

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма)

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

 

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

 

«Каратист» (снятие физической агрессии)

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

 

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии)

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами

 

«Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

 

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии)

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

«Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки.топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

 

«Маленькое привидение»

(обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит:  «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить». Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

 

«Брыкание»

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

 

Кукла «Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.

 

Игра «Цыплята»

Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

 

Игра «Молчанка»

Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!» Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

 

Игра-упражнение «Где прячется злость?»

Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»

Данные упражнения позволят вашим детям снять напряжения и расслабится.

 

«Драка».

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

 

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

 

«Бумажный гнев»

Эта игра на снятие агрессии на физическом уровне. Для нее нужно подготовить большое количество ненужных газет или другой бумаги и освободить как можно большее пространство. В эту игру лучше играть с кем-то, хорошо, если среди участников будут и агрессивные, и не агрессивные дети. Можно играть и вдвоем с родителем, в этом случае постарайтесь быть искренними, дайте волю своим эмоциям, позвольте и негативным чувствам выйти наружу.

Перед игрой взрослый просит ребенка (детей) вспомнить ситуацию, которая их сильно разозлила. А затем им нужно выразить свой гнев любым способом, используя при этом газеты и бумагу. Можно разорвать газеты на множество мелких кусочков, можно сделать из них шарики и кидать их в стену или вдруг друга (при согласии второй стороны, конечно). В заключение игры необходимо, чтобы дети обязательно убрали следы своей злости – куски бумаги можно собрать в специальную коробку с надписью “Мой гнев”. А затем вместе со взрослым нужно решить, что делать дальше с этой “злостью” – ее можно выкинуть в мусорное ведро, создать из обрывков бумаги коллаж или другое произведение искусства, моно даже сжечь под присмотром старших. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что травмирующая ситуация не вызывает у него больше столько негативных эмоций и он хотя бы в какой-то мере освободился от нее.

 

«Сказка наоборот»

Давайте мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго!

Змей Горыныч бывает добрый когда.

-может лечить, т.к. знает целебные травы (змеиный корень, змеиные головки),а также владеет живой водой.

-может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям).

-может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами.

 

«Знакомство со сказочными персонажами»

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

 

«Ножки топают»

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

 

«Снеговик»

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол

 

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

 

«Мои обидчики»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги тех взрослых и сверстников, которые когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

 

Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных нажимов, разрядка агрессии.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

 

Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

- представь, что это…

- ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

 

Упражнение на релаксацию.

Выполняется в парах. Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого. Задача второго отгадать «написанное».

 

«Кораблик»

Представьте себе, что мы на корабле.

Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу.

Руки сцепите за спиной. Прижмите сначала к полу правую ногу, затем- левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

 

«Олени»

Посмотрите, мы – олени (руки скрещивают на голове)

Рвется ветер нам навстречу

Ветер стих;

Расправим плечи

Руки снова на колени.

А теперь немного лени.

Руки не напряжены и рассл-а-блены.

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко.., ровно.., глубоко…

 

«Кулачки»

Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!

 

«Шарик»

Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.

Шарик мама нам достала.

Вдох- и тело легким стало,

Выдох- шарик ожил словно.

Дышим мы легко и ровно.

 

Список использованной литературы:

1. Гаспарова Г. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 1988 - №8.

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению – Ярославль – 1996.

3. Кряжева И. Л. Развитие эмоционального мира ребенка – Ярославль – 1997.

4. Лютова Г. К. Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция – М – 2001.

6. Фопель К.: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М.: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр для снятия детской агрессии

Для детей игра - это жизнь. Игра позволяет воспитывать ребенка, показывает модели  поведения в различных жизненных ситуациях....

Картотека игр и упражнений для снятия детской агрессивности

Картотека игр и упражнений для снятия детской агрессивности...

Картотека игр и упражнений для снятия детской агрессивности

Картотека игр и упражнений для снятия детской агрессивности...

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....

Презентация Управление поведением дошкольника - снятие напряжения, агрессии, тонуса

Управление поведением дошкольника - снятие напряжения, агрессии, тонуса...

Картотека игр для снятия детской агрессии

Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива....