«Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста»
консультация на тему

Игры с песком и водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_demenkova_opytnaya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  

детский сад № 7 города Свободного

Консультация для воспитателей

на тему «Проектно-исследовательская деятельность

детей раннего возраста»

Игры с песком и водой.

Подготовила:

воспитатель

Деменкова

Светлана Анатольевна

I квалификационная категория

г. Свободный

2015 г.

В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу - действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками [13, с. 17]. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Ребенок младшего дошкольного возраста в поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится. 

Проектная деятельность в ДОУ придерживается методологии исследовательской деятельности, которая способствует развитию познавательной активности детей, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что педагог планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста раскрыта О. М. Масленниковой, А. А. Филиппенко, Н. Семеновой, Т. Костевской, В. Миленко, В. Лепетюха, А. Савенковым и др.

Целью творческой работы стало изучение темы «Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста».

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2.  Раскрыть особенности проектно-исследовательской работа детей раннего возраста.

3. Представить опыт работы проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста с песком и водой.

Значение проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

1)   активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2)     вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

По мнению Н. Н. Поддъякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно   экспериментирование   является   ведущим   видом   деятельности   у маленьких детей.

В настоящее время в ДОУ широко применяется метод проектов. Это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.

Проект_- это детское конкретное самостоятельное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды,

Проект - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [9, с.25].

Проекты по продолжительности могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев) .    

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов). Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия.

Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции -интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Знакомя детей с водой, авторы О.М. Масленников,, А.А. Филиппенко предлагают с детьми младшего дошкольного возраста проводить исследование неживой природы в рамках проекта «Лаборатория неживой природы». ^Проблема исследования - как познакомить детей младшего дошкольного "возраста с неживой природой. Материалами являются игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом [7,с.12].

Исследуя воздух, дети играют с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями. Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать    фигурки).    Игры   с   водой   и   песком   открывают   широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды,

Опыт работы в проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста с водой и песком                                                          

В ДОУ проектно-исследовательская деятельность с детьми I младшей группы проводится в течение учебного года. В сентябре мы формируем у детей знания о свойствах сухого и влажного песка, а так же знакомим детей со свойствами воды.

Задачи:

•  Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);

•  Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;

• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;

• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

• Развивать активный словарь.

В октябре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Задачи:

• Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

• Развивать фантазию, творческие способности.

•  Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

В ноябре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойствах воды и песка.

Задачи:

• Развивать общую и мелкую моторику. • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

• Учить детей действовать с природными материалами.

• Воспитывать интерес к окружающему миру.

В декабре целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление знаний детей о свойствах песка - удерживать воду; формировать представление детей о свойствах воды - возможность окрашивания.

Задачи:

• Развивать фантазию, творческие способности.

• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

• Приучать называть основные цвета.

• Развивать мелкую моторику рук.

•  Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

В марте целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка; дать понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

•  Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

• Развивать общую и мелкую моторику.   ....

• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

В апреле целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения выкладывать формы из влажного песка; формировать у детей умение называть температуру воды.

Задачи:

• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

• Упражнять в назывании предметов одежды, белья.

•  Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

В мае целью проектно-исследовательская деятельность является закрепление умения выкладывать формы из влажного песка; закрепление умение называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

• Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

• Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

• Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения.

Проектно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста является важной методической составляющей воспитания и развития малыша. Так как исследование предметов и объектов окружающего мира у ребенка до 3 лет происходит спонтанно, то важно эту возможность педагогам использовать.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать свойства неживой природы (песка, воды, поэтапно двигаться к цели. При этом такое исследование представляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством проектно-исследовательской деятельности младшие дошкольники осваивают окружающую среду. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, воды, снега и льда.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами    различных    предметов    и    материалов,    но    и    закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Организованная таким образом исследовательская деятельность с младшими дошкольниками, развивает предметную деятельность детей.

Список литературы

1.  Денисенкова, Н., Маврина, И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) [Текст] / Н. Денисенкова, И. Маврина. // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 2. - С. 26-28.

2.  Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 224с.

3. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А. И. Иванова. // Управление ДОУ. - 2004. - №4. - С. 84 - 92.

4.   Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова - М. : Сфера, 2004. -211с.

5.     Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. Костевская [и др. ] // Дошкольное воспитание. -2012. - №2. -С. 37-42.

6. Кончина, О. В гости к песочному человечку [Текст] / О. Кончина // Обруч: обучение, ребенок, ученик. - 2009. - №4. - С. 26-27.

7.   Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 232с.

8.  Матвеева, Л. Песочные фантазии [Текст] / Л. Матвеева // Обруч: обучение, ребенок, ученик. - 2009. - №4. - С. 28-29.

9.  Миленко, В. Учение с увлечением [Текст] / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 25-30.

10.  Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -324с. 11.  Савенков, А. Маленькие исследователи в реальной жизни [Текст]: Из опыта работы организации исследований в детском саду (г. Москвы) / А. Савенков // Дошкольное образование. - 2004. - №7.- С. 6-19.

12.  Семенова, Н. С разрешения Песочной феи [Текст]: Опыт использования игры с песком / Н. Семенова // Школьный психолог. - 2011. - ноябрь. - С. 12-14.

13.  Успех [Текст]. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н., Е. Н. Герасимова и др. ; Научный руководитель А. С. Асмолова; рук.авт. коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2011. - 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста

Наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции. ...

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Проектно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возрастаПроектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно вли...

проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.Содержание...