Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию "Русская ярмарка"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Апатенко Анастасия Александровна

   Конспект ООД расчитан на детей подготовительной к школе группы. В ходе данного педогогического мероприятия дошкольники познакомяться с нетрадиционным материалом для творчества - синельной проволокой, вспомнят отличительные особенности таких народных художественных росписей, как Хохлома, Гжель, Городец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

Методическая разработка образовательной деятельности

«Русская ярмарка»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Программа  «От рождения до школы», раздел  «Приобщение к искусству»,  

подготовительная к школе  группа

Апатенко Анастасия Александровна, воспитатель

                                                                                                                                                    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

РУССКАЯ ЯРМАРКА

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

Программа  «От рождения до школы», раздел  «Приобщение к искусству»,  

подготовительная к школе  группа

Апатенко А. А., воспитатель

                                                                                                                                                    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

Возраст детей / направленность группы

Дети 6-7 лет / группа общеразвивающей  направленности

Форма проведения ОД

Игра-стилизация

Приоритетные образовательные области

Художественно – эстетическое  развитие

Цель

Закрепление  представлений детей о видах декоративной росписи, поддержание интереса к русской народной культуре.

Программные задачи

Познавательное развитие: 

- Закрепление представлений о различных видах материала (дерево, глина, солома, проволока);

- Расширять представления о русской-народной культуре, традициях русского народа;

- Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов.

Речевое развитие:

- Продолжать развивать речь как средство общения;

- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации;

- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим;

- формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться,  разрешать проблемные ситуации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Закрепить знания о таких видах художественной росписи как Гжель, Городец, Хохлома; 

- Продолжать формировать умение находить отличительные особенности, элементы, присущие каждому из перечисленных видов росписи;

- Расширять представления детей о русской-народной кукле;

- Познакомить дошкольников с новым материалом для творчества – синельной проволокой;

- Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;

- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого;

- Закреплять навыки ведения хоровода;

- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Физическое развитие:

- Развитие быстроты, ловкости;

- Развитие умения выполнения упражнений по показу

Воспитательные:

- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через желание познавать историю и культуру своей страны;

- Воспитывать умение работать в коллективе;

- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Основные понятия (новые слова)

Ярмарка, кукла-стригушка,  синельная проволока.

Виды  детской деятельности

игровая

коммуникативная

восприятие художественной литературы и фольклора

познавательно-исследовательская

двигательная

изобразительная

музыкальная

Формы организации детской деятельности

совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность,  самостоятельная деятельность, подгрупповая деятельность

Ресурсы

Технические средства: ноутбук, слайдовая презентация

Раздаточный материал: синельная проволока желтого цвета (для изготовления куклы по типу соломенной куклы-стригушки, силуэты матрешек, обтянутые синтепоном, готовые элементы из синельной проволоки для украшения матрешек.

Наглядно-демонстрационный материал: предметы, расписанные в технике Хохлома, Гжель, Городец, матрёшка, соломенная кукла-стригушка.

Ожидаемые результаты

- называют отличительные особенности разных видов русской народной художественной росписи;

- деляться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточняют источник получения информации;

- совместно действуют, договариваться,  разрешают проблемные ситуации;

- проявляют интерес к участию в хороводе;

- проявляют доброжелательность в отношении к сверстникам;

- радуются результатам своего труда и труда сверстников.

Этапы

ОД

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Технология активного слушания

-  Здравствуйте, мои дорогие!

Девицы, да молодцы удалые!

Проходите, проходите,

Да гостям, здравствуйте говорите!

Как вы думаете, а куда же мы с вами попали?

- Совершенно верно!

Дети заходят в зал, становятся полукругом, здороваются с гостями

- Мы попали на ярмарку.

Дети организуются, расслабляются

II. Мотивационно – ориентировочный этап

Задание 1.  Диалог – проблема, слушание – переживание, поиск решения проблемы.

- Привезли мастера на ярмарку свои товары удивительные, чудеса ремесленные, да все вместе смешали, никакого порядка нет! Скоро народ честной на ярмарку пойдет, а здесь ничего не готово, прилавки пустые, все на одном стоит! Что же делать?

 - А вы мне поможете?

 

 -  Спасибо ребята! Но товары здесь не простые, чтобы их правильно расставить, надо вспомнить к какому виду росписи они принадлежат! А для этого  отгадайте загадки!

- Надо все расставить по своим местам.

- Да!

 

Отвечают на вопросы, предлагают пути решения проблемы

III. Поисковый этап

Задание 2. Отгадывание загадок.

Задание 3. Группирование предметов в соответствии с определенным видом художественной росписи.

Задание 4. Д. и. «Назови народный промысел»

Задание 5. Д.и. «Что из чего сделано?»

Задание 6. Физкультминутка (здоровьесберегающая технология)

- Эта роспись на белом фарфоре

Синее небо, синее море,

Синь васильков, колокольчиков звонких.

Синие птицы на веточках тонких.   Какая это роспись?

- Какие цвета используются для данного вида росписи?

 - Какие элементы использовали народные мастера?

- Молодцы, ребята. Как вы думаете, где будет прилавок для предметов, с данным видом росписи. Перенесите, пожалуйста,  все предметы, относящиеся к Гжели  на этот прилавок.

- Отгадайте следующую загадку:

Роспись эта непростая,

Оно точно – золотая!

С яркими узорами

Ягодами, точками,

Зелеными листочками

Называется она - Золотая….

- Совершенно верно! Какие цвета мастера использовали для данного вида росписи?

- Верно! Отличительная особенность хохломской росписи – это наличие золотого фона или золотого орнамента. Какие элементы присутствуют в данном виде росписи?

- Правильно! Цветущие кусты и плоды на Руси считались символами добра и благополучия, поэтому их так много в хохломской росписи. Где, по вашему мнению, будет прилавок для предметов с данным видом росписи. Выберите все предметы, относящиеся к данному народному промыслу,  и перенесите их на прилавок.

-  Какие замечательные у меня помощники! Подойдите ко мне и послушайте следующую загадку:

 Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица-

Это значит …  

- Правильно! Это городецкая роспись. Какие цвета использовали мастера для данного вида росписи?

- А какие элементы присутствуют в городецкой росписи?

- Молодцы, ребята! Где же, по вашему мнению, будет  прилавок с предметами, относящимися к Городецкой росписи? Помогите мне его оформить.

- Назовите, пожалуйста, прилавки с какими художественными народными промыслами у нас получились.

- Скажите, пожалуйста, из какого материала сделаны предметы, принадлежащие к Городецкой и Хохломской росписи?

- А какой материал использовали  гжельские мастера?

- А вы знаете, почему эти промыслы получили такие названия?

- Все верно! На ярмарках, ребята не только продавали разные товары, но и устраивали состязания, где проверяли силу, ловкость, да удаль молодецкую! Вот и нам пришла пора проверить, силу да ловкость.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

- Ребята, давайте подойдем к этому прилавку, что на нем осталось?

-  Совершенно верно, такими игрушками играли наши прабабушки!  - Чем они отличаются друг от друга?

- А вы знаете, как назывались такие куклы, сделанные из соломы?

- Их называли стригушками! Как вы думаете, почему?  Потому, что сделав из пучка соломы куколку, край её состригали, чтобы он был ровным.

   -  А как вы думаете, хватит ли такого количества кукол для ярмарки?

 - А что же нам делать?

- Вот такие заготовки для матрешек у нас есть!

-А краски для их росписи есть?

- А есть ли у  нас солома для изготовления куклы-стригушки?

-  Этот вид росписи называется Гжель.

- Народные мастера использовали синий цвет разных оттенков: от бледного до темного.

- Для данного вида росписи мастера использовали розы, капельки, точки, листочки.

Выполняют задание.

-Хохлома.

- Для этого вида росписи народные умельцы использовали зеленый, черный, красный, золотой цвет.

- В данной росписи присутствуют ягоды, завитки, растительный орнамент.

Д

ети выполняют задание.

- Городец.

- Для Городецкой росписи народные умельцы использовали красный, синий, зеленый, желтый, розовый, черный цвет.

- Мастера городецкой росписи использовали птиц, цветы, коней, растительный орнамент, точки, круги.

Дети предлагают свои варианты.

- Прилавок с Городецкой, Хохломской и Гжельской росписью.

- Эти предметы сделаны из дерева.

- Глину.

- Промыслы получили свое название по названию города, в котором их изготавливали.

Разводят руки.

Выполняют поклон до земли.

Приставляют ладонь к глазам.

Ставят ноги на ширине плеч.

Выполняют поворот вправо.

- На этом прилавке осталась матрешка и соломенная кукла.

- Матрешка сделана из дерева, а эта кукла сделана из соломы.

- Нет!

- Нет, не хватит.

- Нужно сделать побольше таких игрушек.

- Нет!

- Тоже нет!

- расширены представления о видах художественной росписи,  

- совместно действуют, договариваются,  

- проявляют доброжелательность в отношении к сверстникам, отгадывают загадки, находят предметы с соответствующим видом росписи, называют элементы, относящиеся к определенному виду художественной росписи.

Различают материалы, из которых изготовлены предметы, анализируют, делают выводы.

Выполняют физические упражнения, эмоционально откликаются на задание педагога.

Объясняют свой выбор, приводят аргументы, находят отличительные особенности предметов, но основе сравнения.

IV. Практический этап

Задание 7.  Технология организации нетрадиционной продуктивной деятельности: изготовление кукол из синельной проволоки; украшение матрешек элементами, сделанными из синельной проволоки..

- Я предлагаю вам сегодня познакомиться с новым материалом, который поможет нам заменить и солому и краски. Называется он синельная проволока, потрогайте её, какая она на ощупь.

  - Кто хочет украшать матрешек? А кто хочет научиться делать из синельной проволоки куклу, похожую, на соломенную?.

  - Элементы для росписи матрешек уже готовы, а узоры и их расположение вы придумаете сами! И вас получаться авторские матрешки

      А ребятам, которых хотят сделать куклу, похожую на соломенную, предлагаю сделать их вместе со мной. Можно приступать к работе!

 - Кто уже закончил, несите ваши работы на наш прилавок. Какие замечательные матрешки и куклы у вас получились, как у настоящих мастеров!

- Какие куклы вам понравились больше? Почему?

   - Молодцы ребята, как теперь все красиво и правильно стоит, все на своем месте. Любо-дорого посмотреть! Спасибо вам за помощь! Без вас бы мне не справиться!

      Раньше  на ярмарках еще устраивались народные гуляния с хороводами. А вы умеете водить хоровод!

 - Гладкая, мягка, пушистая,  гибкая и т.д.

Делятся на группы.

Дети выполняют задание.

- Ответы детей.

- Умеем!

- дети знакомятся с новым материалом для творчества;

- делятся на группы в соответствии со своим выбором;

 уточняют последовательность выполнения работы;

- совместно действуют, договариваться,  

- проявляют интерес к продуктивной деятельности;

- проявляют доброжелательность в отношении к сверстникам;

- радуются результатам своего труда и труда сверстников

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Технология активного слушания: слушание -резюмирование,  диалог-изложение, диалог-рефлексия.

- Ну, тогда, честной народ!

Приглашаю в хоровод.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Расскажите вы мне честно

Вам здесь было интересно?

-  Что  мы с вами сегодня делали?

- Какие росписи мы вспомнили?

 

- А вам понравилось работать с синельной проволокой?

- Почему, что в ней особенного?

- О кой кукле вы сегодня узнали, уз чего её делали, как она называлась!

- Что ж теперь кружком пойдем, хоровод наш заведем.

Дети с воспитателем под музыку водят хоровод и змейкой выходят из зала.

- Да!

- Вспоминали росписи, делали кукол из синельной проволоки, украшали матрешек, расставляли предметы на прилавки для ярмарки.

- Мы вспомнили хохломскую, гжельскую и городецкую роспись.

- Да!

- Она яркая, необычная, хорошо гнется, мягкая, приятная на ощупь.

- Кукла-стригушка, её делали из соломы.

Активизирована мыслительная деятельность;

дети составляют сложные предложения, небольшие рассказы; выражают свои мысли, описывают свои действия, ощущения, эмоции.

Список используемой литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. А. В. Брушлинский. Воображение и творчество / Научное творчество / Под ред. С. Р. Микуменского, М. Г. Ярошевского. — М., 1969.
  3. А. Я. Чебак, Л.Л. Бурлакова. Знакомство дошкольников с народной культурой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»

Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»

Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...

Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Ярмарка мастеров"

Конспек  НОД по художественному воспитаннию в средней группе."Ярмарка мастеров"...

Конспект нод по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: "На ярмарке".

На данном занятии дети закрепляют представление  о различных видах декоративно-прикладного искусства (Дымки,гжели, хохломы.)...

конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) "Весёлая ярмарка".

Цель: развитие у детей творческих, позновательных, коммуникативных способностей....

конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) "Весёлая ярмарка".

Цель: развитие у детей творческих способностей, воображения, связной речи....

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе «Фруктовая ярмарка»

Учить составлять композицию, используя технику пластилинография, продолжить знакомство детей с приемами лепки фруктов и вазы, передавать более точную форму....