педагогический опыт
материал на тему

ЯцуненкоГалина Ивановна

знакомим детей с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

   Педагогический опыт:

  «Роль художественной литературы в развитии речи  детей».

воспитателя   Яцуненко Г.И.

 Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

 Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается  на данных не только психологии и  педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;

  - ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

  Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

  Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Актуальность и перспективность опыта

  Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

    -Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Я обратила внимание на то, что дети  в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных тестов; формировании у детей в дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно

уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Теоретическая база опыта

   Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.

  Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в  московских дошкольных

учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

      Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.

   Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок.  

  Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок. Я поставила перед собой цель: развивать у детей связную и выразительную речь.  

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

   Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

   При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

  Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

  При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание  уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.

 2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

- чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);

- настольный театр;

- кукольный и теневой, фланелеграф;

- диафильм, диапозитивы, телепередачи.

   Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок,  потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.

    Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие

самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах –  сочинение  сказок,  рассказов,  стихов,  потешек,  загадок.

  Постоянно  использую  эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой.  Народные  потешки,  прибаутки,   заклички предоставляют прекрасный речевой материал,  который  использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже

четверостишия.  Дети  запоминают  четверостишие  и  активно их используют в повседневной жизни

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.

Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание.

  В дополнение к ним  использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.

Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.

Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:

1.Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
            2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
            3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.                                                                                 

 Детей 5-6 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:

 сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
 загадки о главных героях;
 рассматривание иллюстраций в сказке;
 рассматривание тематической выставки;
 показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
 разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
 предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
  Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.

 Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом

считаю  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

Выстраивая  работу  по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

 • создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие»,   «Рифмовочка”,  “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот – навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, « Словообразование» и др.

• Работа с детьми.

  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия,

это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает

удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для работы с детьми по данному направлению разработала картотеку по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С  детьми  ежедневно  читаем  книги  не  только  по  программе , но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

  В    группе  у нас  работает  «Книжная  больница», в которой дети «лечат» книги.

Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Созданные детьми малышки книжки – составлены по произведениям детских писателей, по сказкам.

 • Работа с родителями.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки

(50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

-Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

-Научить правильно подбирать художественную литературу;

     -Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Я подготовила  и  провела  с родителями  консультации :

1. Роль книги в развитии ребёнка.

2. Книжка в вашем доме.

3. Как превратить чтение в удовольствие.

4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1Воспитание будущего читателя.

2. «10 правил для родителей»

3. «Книга»

4. Стихи ко Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.)

   Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

• Взаимосвязь с педагогами.

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формирования словаря и грамматического строя речи», «Формирование связной речи в процессе обучения рассказыванию в старшей  группе».

  Анализ результативности опыта

          Главный результат проведенной работы в  том,     что дети любят книги,   внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка , фантазируют.    Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.

Развитие познавательных интересов детей.

Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

Бережное отношение детей к книге. Повышение   читательской   культуры   в   семьях  воспитанников.   Все  последующее   знакомство  с  огромным   литературным  наследием  ребёнок  будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

   Таким образом, система работы по  развитию речи детей посредствам приобщения к  художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....