Психологическая готовность детей к школе.
статья на тему

Ходорик Анна Геннадьевна

В данной статье раскрывается о готовности ребенка к школе. Какие виды психодогической готовности выделяют психологи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к школе.

                                                                                                                    «Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться». 

Л. А. Венгер 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Т.е, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6,5 - 7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает педагок - психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду с апреля по май.  Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны быть даны и восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает детям расслабиться и уменьшить стрессовую ситуацию.

В настоящее время психологи выделяют следующие  виды психологической готовности к школе:

  1. Социально-личностная готовность. На данном этапе важно сформировать готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, который имеет круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям и  самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы.  По мнению Л.И. Божович основный мотив – желание учиться. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни), а возможность получить новые знания. Будущему школьнику необходимо научиться  управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. В системе взаимоотношений со сверстниками важно, чтобы была создана рефлексия, а так же способность ребенка решать конфликты мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности. В системе взаимоотношений со взрослыми у детей должно быть подчинение поведения определенным нормам и правилам в системе Учитель-Ученик. По отношению к учителю  ребенок должен  проявлять уважение, устранять конфликты.
  2. Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса и объем конкретных знаний, его словарный запас. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение решить задачу, осуществить поиск средств для ее решения, контроль за выполнением работы до получения результата. Так же к концу дошкольного возраста ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и во времени.
  3. Эмоционально - волевая готовность. На данном этапе ребенок должен уметь ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Бывает так что ребенку может быть не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)! Психологи задаются вопросом : - Почему ребенок, который блестяще занимался до школы, порой получает глубокое разочарование от школы? Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования. Но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если занятия – прежде всего игра, то уроки – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и интересным. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что ребенку хочется, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно самому, т.е соподчинение мотивов «Хочу и Надо».

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Главная задача этой работы – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача же взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Список используемой литературы:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., - 1982
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. М., - 1972
  3. Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.. 2009
  5. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.
  6. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
  7. Мухина B.C. Детская психология Москва. 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Психологическая готовность детей к школе.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единстве...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...