10.04.2018 год. Участие в заседании РМО на тему "Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях".
материал (младшая группа) по теме

Кутепова Наталья Владимировна

    Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prikaz_no68.pdf78.99 КБ
Файл soobshchenie.docx160.94 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.98 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» города Николаевска

Участие в заседании районного методического  объединения

педагогов дошкольного образования Николаевского муниципального района по теме:

"Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях".

Сообщение на тему: «Особенности восприятия патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки в МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска»

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Кутепова Наталья Владимировна

10.04.2018 год

    Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

     Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".

     "С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни". А еще - от знакомого с самого детства места, где мы родились. С того города (деревни), где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. Этому способствует использование в ходе мероприятий патриотической направленности песня «С чего начинается Родина?» (музыка Михаила Матусовского, слова Вениамина Баснера).

     Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему его миру.

     В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

     Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Поэтому применение метода, вызывающего эмоциональную отзывчивость, эмоционально-образное восприятие окружающего мира является одной из основ формирования патриотизма. Музыка – это язык чувств и эмоций. Этот язык универсален и доступен детям с самого раннего возраста.

     В нашем детском саду проводятся систематические музыкальные занятия, где применяются разнообразные методы работы. Дети учатся грустить и радоваться, сопереживать музыкальным образам и персонажам музыкальных произведений. Дошкольники знакомятся с произведениями русских и  советских классиков: Петра Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Камаринская»), Сергея  Прокофьева («Марш»),  Александра Гречанинова («Материнские ласки»), Николая Римского-Корсакова (обр. русской народной песни «Во поле береза стояла»), Георгия Свиридова («Колыбельная»), Дмитрия Кабалевского («Наш край»), Вано Мурадели («Россия – Родина моя») и других композиторов.

     К одной из составляющих работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся комплексные и интегрированные занятия. 

     Влияние музыки на нравственное воспитание будет наиболее эффективным в рамках комплексных и интегрированных занятий, когда идет воздействие, как на слуховое, так и  на зрительное восприятие. Правильно подобранный музыкальный репертуар + визуализация окажут наиболее стимулирующее действие на психоэмоциональное состояние ребёнка - тем самым, найдут отклик в его душе и надолго останутся в его памяти.

      В ходе комплексного  занятия «Белая береза под моим окном» дети продолжали знакомиться с самым любимым и почитаемым деревом нашей Родины – березой. Слушали музыку «От чего так в России березы шумят» в исполнении группа «Любэ», исполняли танец под русскую народную песню «Во поле березка стояла», читали стихотворение Николая Белянского «Береза». На таких занятиях, дети, несомненно, узнают много интересного: знакомятся с символами  России (в данном случае – с белоствольной красавицей  березой),  учатся любить и бережно относится к природе нашей Родины, приобщаются к музыкальной культуре нашего народа.

     Интегрированное занятие «Николаевск – мой любимый городок» проходило в форме игры «Путешествие по родному городу». Дети «путешествовали» по знакомым улицам родного города, слушали  песни, такие как: «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, «Течёт река Волга» композитора Марка Фрадкина и поэта Льва Ошанина, «Четырнадцать минут до старта» Владимира Войновича и Оскара Фельцмана, читали стихи нашего поэта Николая Белянского «Городу Николаевску», «Земляку-космонавту Ю. Малышеву» и т.д.

     Интегрированое занятие «Герои – земляки Николаевской земли». Музыка звучала на протяжении всего занятия, помогая детям, эмоционально настроится на  чувство сопереживания тем событиям, которые происходили в далеком историческом прошлом нашего района. Песня «Любимый город» (музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского) в исполнении Марка Бернеса настроила детей на разговор о любимом городе. Дети читали стихи нашей поэтессы Нины Михайловны Гейда, пели патриотические песни «Наш край» (То березка, то рябина) слова Пришельца, музыка  Кабалевского, «Родина у каждого своя» слова и музыка Трубачевых.

     Приоритетным методом в патриотическом воспитании дошкольника является праздник. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями и т.д.

     Одни из самых значимых праздников в этом направлении являются  День народного единства, который отмечается 4 ноября. 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, затем 23 февраля - День защитников Отечества и самый главный праздник нашей страны - День Победы 9 мая.  

     Каждый год в нашем детском саду проходят занятия и праздники ко Дню народного единства. Мы объясняем детям, что язык музыки  един и понятен всем людям, независимо от национальности. На этом празднике мы рассказываем детям, что наша страна, наш район и наш город многонациональны. Что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и к этому надо относиться с уважением. Мы исполняли  русскую народную песню «Калинка, малинка», играли в татарскую национальную игру «Тимербай» и завершили праздник общим танцем под  песню «Я, ты, он, она - вместе дружная страна» (слова Роберта Рождественского, музыка Давида Тухманова).  Этим праздником мы показали  детям, что всех нас объединяет музыка, язык которой понятен всем.

     Каждый год мы отмечаем праздник 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Настроиться на рассказ о Сталинградской битве помогали песни «На Мамаевом кургане тишина» (слова В. Бокова, музыка А. Пахмутовой), «Растёт в Волгограде берёзка» (музыка Григория Пономаренко, слова Маргариты Агашиной), «Гимн города Волгограда» (слова Вячеслава Дербишера, музыка Игоря Дербишера) и инструментальные композиции «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы, «Прощание славянки» Василия Агапкина.  

     Дети рассказывали в стихах о подвиге наших солдат под инструментальную аранжировку песни «Эх, дороги» (музыка Новикова, слова  Ошанина.). С большим эмоциональным подъемом, с верой в светлое настоящее и мирного будущего, чистого неба над головой, дети исполняли песни «Пусть всегда будет солнце» музыка Островского, слова Ошанина, «Мир» (музыка А. Долголюк, слова В. Данько). Показывали музыкально-литературную композицию «На привале», где исполнялись песни «В землянке» (музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова) и «Катюша» (Музыка  Блантера, слова  Исаковского) и танец на песню Ежи Петерсбурского и Якова Галицкого «Синий платочек».

     Одной из задач нравственного, патриотического и культурного воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - воинам Российской армии.

     В нашем детском саду традиционно проводится  праздник ко Дню Защитника Отечества. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты характера российского воина хорошо понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

     Песни на эту тематику  легко запоминаются ребятами, так как они  написаны в темпе марша и их содержание созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.  Дети с удовольствием разучивают и исполняют такие песни, как: «Бравые солдаты» (музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной), «Будем в армии служить» (музыка Юрия Чичкова, слова В. Малкова.), «Ты не бойся, мама» (слова Е. Шкловского, музыка М. Протасова), «Мальчишка – будущий солдат» (авторы Трубачевы и Пилецкая), «Шли солдаты на войну» (слова и музыка Игоря Русских), русская народная песня «Солдатушки – браво ребятушки», а так же частушки на военную тематику под «Ярославские ребята». На этих праздниках фоновым сопровождением звучали такие произведения, как: «Три танкиста» (слова Бориса Ласкина, музыка братьев Покрасс), «Тачанка» (слова Михаила Рудермана, музыка Константина Листова) и т.д.

     Дети исполняли патриотические танцы «Берега России» (слова: Н. Денисова, музыка: А. Клевицкого), «Бескозырка белая» (слова З. Александровой, музыка В. Моделя).

     Эти мероприятия, где всегда проводится много игр, в которых активное участие принимают папы  и дедушки. А помогает им в этом музыка, например такая, как «Богатырская сила» (слова Добронравова, музыка Пахмутовой), «Идет солдат по городу» (музыка Владимира  Шаинского, слова Михаила Танича) и т.д.

     Большое внимание в нашем детском саду уделяется теме Великой Отечественной войны. День Победы – праздник, который  любим  и почитаем нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит эмоциональный отклик.

     В рамках этой темы  мы предварительно проводим беседы с воспитанниками и  с помощью музыки раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями времен Великой Отечественной. Эта работа проводится и на  музыкальных занятиях, и в свободной деятельности «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача и музыку Александра Александрова, «В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и о том времени «На безымянной высоте» музыка Баснера, слова Матусовского, «Офицеры»  Хозака и  Аграновича.

     Не зря говорят: кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Чем раньше воспитывать в детях чувство благодарности и гордости за свой народ, перенесший непосильные  тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу Родину, тем более мужественными, сильными духом и ответственными за судьбу своей страны и малой Родины вырастут наши воспитанники.

     Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с военной историей нашего города и района, на впечатления от экскурсий в музеи,  к памятникам  и к мемориальным доскам, посвященных героям  Великой Отечественной и других  войн.

     Дети с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в моряков и пограничников под песни «Моя армия» Эдуарда Ханка и Ильи Резника, «Сигнальщики-горнисты»  Пахмутовой и  Добронравова. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных: маршируют в почётном строю, поют военно - патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Музыкальный материал, используемый  на этом празднике, дети легко воспринимают и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как: «Мой прадедушка» (музыка и слова Е. Лыжовой), «День Победы» (композиторов Трубачевых на слова Пилецкой). Уже на протяжении долгого времени мы практикуем в своей работе слушание и  исполнение детьми военных песен: «Огонек» (слова Михаила Исаковского, музыка М. Блантера), «Темная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. В ходе праздника этим песням подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки, мамы и папы, потому что они узнаваемы и памятны всем поколениям со времен Великой Отечественной. Подобные военные песни, несомненно, являются патриотическими, поэтому дети должны их слушать, узнавать и знать. Праздники, посвященные Дню  Защитника Отечества и Дню Победы, в обязательном порядке проводятся совместно с родителями, так как в этом прослеживается связь поколений.

     Одна из тем, которая помогает в патриотическом воспитании в рамках празднования Дня Победы – это тема «Дети войны». Эта тема вдохновила  педагогов  на создание презентации  и литературно-музыкальной композиции, которые несли много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей по данной теме. При  подборе  музыкального репертуара учитывались не только возрастные особенности дошкольников, необходимые для восприятия и исполнения музыкальных произведений, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение воспитанников, на способность развития их нравственного и духовного мира. Дети исполняли  танец под песню  «Рисуют мальчики войну» Жанны  Бичевской,  слушали  песню «Закаты алые» Виталия и Натальи Осошник, и фрагменты из произведения Д. Шостакович Симфония 7 «Ленинградская».

     Дети старшей и подготовительной групп участвовали в межмуниципальном заочном фестивале «Катюша» с композицией «На привале» /видеозапись фрагмента выступления/..

     Наши педагоги и дети свою работу переносят в проекты по патриотическому воспитанию. К 70-летию со дня Победы педагогами младшей группы был разработан проект «70 тюльпанов – маленькому волжанину». В проекте активно участвовали родители, дети и педагоги данной группы. Работая над проектом,  дети слушали, помимо песен на военную тематику, такие произведения как: «Не рвите цветы» Юрия Антонова и Михаила Пляцковского, «Красные маки» Юрия Антонова и Григория Поженяна, пели песни «Тюльпан» Натальи Лансаре, «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, читали стихи Николая Белянского «Столица страны Тюльпании», «Тюльпаны».  Этот проект педагоги и дети младшей группы представили для жителей нашего города в Районном Доме Культуры.

     В нашем детском саду проводится так же большое количество праздников и мероприятий, которые, казалось бы, напрямую не направлены на патриотическое воспитание, но, тем не менее, имеют к этому непосредственное отношение.

Мама и Родина очень похожи:

Мама красивая, Родина -  тоже.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой и ласковой самой.

     Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина - это мама, его близкие и родные люди. Такую связь можно показать на примере мероприятий, посвященных Дню матери и 8 марта.  

     День Матери стал традиционным праздником в нашем саду. Мама – самый родной, близкий и дорогой человек в жизни каждого из нас, а детей – тем более. Праздник День матери дарит возможность детям еще раз поблагодарить своих любимых мам, за их заботу и любовь. В этот день в исполнении детей звучат такие чудесные и добрые песни, как: «Мамина улыбка» (Музыка и слова Жени Цыброва) «Мамочка, милая, мама моя!»    (музыка  Канищева, слова  Афлятуновой),  «Мамочка моя, милая!» (слова  Михаила  Пляцковского, музыка Владимира Шаинского). Дети с удовольствиями танцуют  с мамами под песенку «С мамочкой-красавицей рядышком идём» (автор – Юлия Селиверстова) и т.д.

     Например, праздник к 8 марта «Путешествие по странам в поисках подснежников» в подготовительной группе. В ходе «путешествия» дети  знакомились с разными странами мира, но в итоге  с радостью «возвратились» в Россию к маме. Всё это сопровождалось фотографиями в презентации, где были показаны символы нашей Родины (флаг, Кремль, березы, пшеничные поля) на фоне песни «Мы  - дети твои, Россия» Николая Дукича. Песни о маме являются постоянной и неотъемлемой частью  детского репертуара. Например, такие как: «Самая счастливая» слова К. Ибряева,  музыка Ю. Чичкова,  «Как хорошо, что солнце светит» (Николая Кудряшова), «Свою маму я люблю» (Слова, музыка и аранжировка Обуховой Елены).

     В ходе праздников мы активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми («Весенняя полечка» Лилии Хисматуллиной, «По дорожке мы идем, свою мамочку ведём» на слова Елены Плаховой).  Это, несомненно, является частью нравственного воспитания подрастающего поколения.

     Именно в России традиционно сильна связь поколений и воспитание этой связи. В России очень сильный институт бабушек и дедушек. Старшее поколение в семье имеет огромное влияние на воспитание детей. И детский сад поддерживает эти связи.

     Примером этому может послужить традиционное празднование Дня пожилого человека, где дети поздравляют своих любимых бабушек и дедушек, выражают им свою любовь и благодарность, читают стихи и поют песни. Например, такие как: «Золотая свадьба» (слова Ильи Резника, музыка Раймонда Паулса), частушки, «Бабушка, испеки оладушки» (слова Михаила Пляцковского, музыка Владимира Шаинского), « Мы желаем счастья вам»  (Игоря Шаферана и Стаса Намина). А бабушки и дедушки исполнили для внуков  экспромтом  песню  «Надежда» (Пахмутова и Добронравов).

     Показывают сценку под песню «Бабушки – старушки» (слова Симона Осиашвили, музыка Вячеслава Добрынина). Танцуют для своих близких и родных танец «Осень пришла» (музыка и слова Светланы Юдиной), а  с бабушками -  вальс под песню «Листья желтые» (авторы: Петерс и Паулс).

     Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе с детьми нужно стараться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

     Патриотизм — это когда живешь так, чтобы не было стыдно перед твоими предками, которые лежат в твоей земле. И как сказал немецкий писатель и композитор Эрнст Гофман: «Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка», так и патриотизм не опишешь  и не воспитаешь одними словами. И на помощь нам приходит самый живой язык чувств и эмоций – музыка. Патриотизм — это уважение и любовь к тому, о чём поётся в песне «С чего начинается Родина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы детского сада «Сказка» по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории Кутепова Н.В.

Слайд 2

Цель: Формирование понимания чувства патриотизма у дошкольников посредством музыкальной деятельности. Задачи: формирование эмоциональной сферы дошкольника, ценностного отношения к окружающему миру; расширение представлений дошкольников об истории и культуре нашей страны, нашего города, о народах, проживающих в городе Николаевске; ознакомление детей с героическим прошлым нашего города; воспитание дружелюбия, уважения к людям разных национальностей, любви к своей малой родине, к стране, в которой мы живем.

Слайд 5

«Белая береза под моим окном»

Слайд 6

«Николаевск – мой родимый городок»

Слайд 7

«Герои – земляки Николаевской земли»

Слайд 28

«Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка » Эрнст Гофман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании».

Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.Дош...

Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях

В данной статье  я старалась раскрыть работу музыкальных руководителей   ,с целью  знакомства   и обогащения знаний детей   о Родине,маме,городе, природе.Воспит...

Аналитическая справка об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"

Отзыв об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"...

Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании

В своей работе с детьми на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическо...

Приказ об участии в шестой научно просветительской конференции "Современное дошкольное образование и практика" на портале "Градиент" 2023

Приказ об участии в шестой научно просветительской конференции "Современное дошкольное образование и практика" на портале "Градиент" 2023...