Исследовательский проект «Где живут звуки?»
проект (подготовительная группа) на тему

Кусяткулова Зубайля Вакиловна

            В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. 

             Разнообразный мир звуков вызывало у нас живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа364.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ёлочка»

Исследовательский проект

«Где живут звуки?»

                Автор: Шарафутдинова Арина

Руководитель: Музыкальный руководитель

Кусяткулова Зубайля Вакиловна

Новый Уренгой 2018

            В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Однажды я, во время музыкального занятия, Зубайле Вакиловне, задала вопрос: «Где живут звуки?» И она предложила вместе найти ответ на мой вопрос.

             Разнообразный мир звуков вызывало у нас живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы.

Гипотеза: дрожит значит звучит…

Цель исследования: познакомиться с окружающими звуками природы, улицы, дома

Задачи исследования:

  • определить причины возникновения звука;
  • определить источники происхождения звука;
  • определить характеристику звука;
  • изучить  свойства звука: как сделать звук громче, способы передачи и приема звука;
  • использовать полученные знания в играх.

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный

Участники: воспитанники ДОУ, их родители

Объект исследования: явление – звук

Предмет исследования: использование знаний о звуке в игровой деятельности

План работы 

  1. Сбор информации: беседы со взрослыми, чтение литературы, просмотр видеофильма, рассматривание строения ушной раковины
  2. Исследовательская деятельность: опыты, эксперименты
  3. Изготовление самодельных звучащих игрушек
  4. Подведение итогов, выводы
  5. Презентация проекта

Методы и приемы исследования: беседа, чтение, просмотр видеофильма, рассматривание иллюстраций, наблюдение, опыт, эксперимент, изготовление самодельных звучащих игрушек, анализ и обобщение результатов.  

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Ход исследовательской деятельности

  1. Сбор информации.

Во время сбора информации мы узнали:

В познании окружающего мира нам помогают органы чувств. Звуки мы воспринимаем с ушами. Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас — звучащий. Какие шумы можно услышать дома? (звук льющейся из крана воды, плач ребенка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, шорохи, звук телевизора, гул холодильника и др.) А на улице города? (шум транспорта, разговоры и смех людей, сирены машин, салют) В детском саду? (звуки музыкального, спортивного залов, звуки столовой, групп) Звучат только дрожащие предметы. Звук распространяется в воздухе, в жидкой и твёрдой среде. Нет воздуха – нет звука.

  1. Возникновение звука.

Какие же бывают звуки? Звуки бывают: немузыкальные (шумы (деревянные, пластмассовые, стеклянные, шуршащие, металлические), голоса природы) и музыкальные (игра на музыкальных инструментах, пение человека). Ряд опытов позволил определить характеристику звука.

Опыт №1

 Линейку одним концом прижимали к столу и дергали за свободный конец - раздается звук. Она дрожит. Также мы дергали струну, леску, прикладывали ладонь к горлу и говорили. Линейка, струна, леска, горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха и мы услышали звук.

Делается вывод о том, что если дрожит - значит звучит.

Закрепили знания с дидактическими играми «Что звучит?», «Музыка или шум?».

Опыт №2  Как усилить звук?

Мы взяли расческу, дернули за зубчик, расческа тихо пискнула. Приложили расческу к твердому предмету и дернули за зубчик, звук получился громче. Усиливает звук рупор, ладошки, сложенные лодочкой.

Вывод

Маленький предмет воздуха колышет мало, звук получается тихий.  Большой предмет, воздуха колышет много, звук получается громкий.

Опыт №3

Мы стучали условленное количество раз по отопительным батареям, соединенных общей трубой и расположенных на соседних комнатах. Вывод: звук распространяется на металлах.

Опыт №4

Приложив ухо к стенке банки, наполненной водой, мы слушали звук упавшего в нее камушка.

Если, купаясь, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать речь мамы.

Вывод: звук распространяется в воде.

Также звук можно увидеть.

Опыт №5

«Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Опыт №6

Мы с мамой изготовили шумовой инструмент. Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, в играх, в оркестре, в сказках, в инсценировках.

Результаты

Мы узнали: о возникновении звука (звучат дрожащие предметы), звук имеет различные источники происхождения.

Мы изучили: характеристику звука, его свойства, способы передачи и приема.

Мы создали: мини-музей, альбом «Мир звука», рупор, музыкальные инструменты: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки, музыкальные грибочки

Практическая значимость исследования – использование полученных знаний о звуке в различных видах игровой деятельности.

Например, игры «Узнай по голосу?», «Что звучит?», «Тихо – громко», «Идем, бежим, шагаем», во многих ролевых играх можно использовать спичечный телефон. Использовать рупор или ладошки, сложенные лодочкой для усиления звука, в некоторых играх, самодельные музыкальные инструменты для организации концертов, инсценировок.

Выводы:

В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: дрожит значит звучит… Мы, участники проектной группы, получили большое удовольствие от очередного исследовательского проекта, так как это дает возможность делать интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие способности, знания, показать публично достигнутый результат.

C:\Users\Рафаэль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180130_175618.jpg             C:\Users\Рафаэль\Desktop\IMG_20180131_090328.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»

Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет  с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"

Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик.  В сказке  говорилось  о том,  как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...

Познавательно- исследовательский проект " Где живут звуки?"

Познавательно-исследовательский проект "Где живут звуки?"...

Познавательно-исследовательский проект «Где живут пингвины»

Презентация выполнена для выступления на районном методическом объединении воспитателей...

Исследовательский проект "Музыкальная лаборатория. Где живут звуки?"

Проект направлен на развитие  музыкальных  способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневно...

Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"

Актуальность темы:         Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...