Кладовая природы
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Добрынина Наталья Викторовна

Позновательно - исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_prirody2.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Кладовая природы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественное  развитие», «Социально-личностное развитие».

Программные задачи:                                                                                                                                                                     1. Дать понятие о поверхности Земли  и свойствах камней.                                                                                        2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей  посредством экспериментальной деятельности.                                                                                                                                    3. Познакомить детей с природным явлением – вулкан, развивать познавательную активность детей.                                                                                                                                                                                         4. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Активизация словаря: мрамор, горный хрусталь, кремень, известняк, яшма, гранит, вулкан, кратер, лава.

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус,  сухая красная краска, моющая жидкость.

Ход.

В группе появляется гостья.

Королева: Здравствуйте, дети! Я – королева горной страны. Я создаю горы из различных  пород и камней.   А самая прекрасная часть моего королевства находится на Северном Кавказ  в удивительной и гостеприимной Республике Карачаево-Черкессия,  в которой вы живитё.   И самые красивые и величественные горы можно увидеть в таких заповедных местах как Домбай, Архыз, Теберда.   Прослышала я что вы очень  любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её.

  Ребята,  я пришла к вам за помощью , у меня случилась беда.  Злой колдун    похитил  главную тайну камней и теперь разрушает   мою горную страну, превращая    камни  в  песок.    Чтобы развеять его злые чары мне  нужно поделиться своими знаниями о свойствах камней .  Я приглашаю Вас в свою природную кладовую. Но попасть туда  можно только   превратившись в гномов. Ребята вы согласны отправиться  вместе со мной.

Волшебные слова .

Колпачки я вам надену ,

В гномов добрых превращу.

В кладовую   горных камней

Вас сегодня я впущу.

Мы три раза обернёмся-1,2.3,

Дружно за руки возьмёмся.

В  горную  страну пойдём.

Камни все мои спасём.

Проходите. Садитесь.

    Вот мы и оказались в моей природной кладовой , где живут мои друзья камни. Сейчас  мы с  некоторыми  из  ними познакомимся. Показывает иллюстрации камней и рассказывает о них.

 Кремень. С древних времён считают камнем воды и огня. Из него можно добыть искру, именно этим качеством пользовались древние люди.

Яшма.  Это  полудрагоценный камень из которого делают украшения.

Горный хрусталь -его прозрачные кристаллы похожи на лёд.  Его в  древние времена  считали магическим, целебным камнем.

Известняк. Состоит из раковин морских животных и их обломков, называется ещё ракушечником.

Гранит -

 

Все эти камни добывают из горных пород.

Гномики, а кто из моих  друзей  камней  вам больше запомнился,  (закрепляют название).

 

   Чтобы  рассеять злые чары колдуна и узнать свойства камней  мы проведём вместе несколько опытов.

Посмотрите,  у вас   подносах есть камни.   Какие они?                                                             Правильно, одни гладкие, круглые – морские , такими их сделало море, волны. Другие – горные  неровные, острые.

1.Опыт «Изменение формы»

Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать камень и посмотреть что произойдёт). Делаем вывод?

2.Опыт «Плавучесть» Гномики  берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Королева обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

3.Опыт «Есть ли в камне вода». (проводит королева)

 В камне есть вода? Как проверить?( Нагреть, подставить зеркало и стекло – появятся ли капли).

 

    Мы исследовали свойствами камня, какой сделаем вывод: Камень состоит из маленьких  человечков, который так крепко держаться друг за другу.

   «  Гора  и  камешки». Королева «гора», а дети « камешки» .  Гномы подходят к королеве  по одному, называя какое-либо свойство  камня , берутся за руки , образуя круг. Королева просит  сомкнуться их в узкий круг, поднимая руки вверх. Таким образом они образуют высокую , сильную, величавую гору.  

Королева   просит гномов  встать в  к руг и проводит  физминутку.

Утром гномы в лес пошли   (шаг на месте)                                                                                                                                                               По дороге гриб нашли         (наклоны вперед)                                                                                                                                                А за ним-то раз, два, три     (наклоны в стороны)                                                                                                                                    Показались еще три!            (руки вперед и в стороны)                                                                                                                                  И пока грибы срывали         (наклоны вперед)                                                                                                                                         Гномы в школу опоздали     (руки к щекам, покачать головой)

Гномики садятся за столы

 

Королева: Друзья , но горы бывают разные есть ещё и огнедышащие горы это вулканы.                                                                                                                            

Послушайте  одну легенду. (звучит национальная музыка)

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной  горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.

-  Вулкан работает, - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Друзья, разные вулканы извергаются по – разному . Иногда они как – будто  взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного  грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над  ней, каменные дождь обсыпает  склоны гор. А  бывает, лава вытекает «спокойно».  

Друзья,  давайте  посмотрим, как происходит извержение вулкана.

Королева  готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода).                                                                                                                      Наблюдают «извержение  вулкана».

 Спасибо , вы очень помогли мне вернуть тайну камней и чары злого колдуна рассеялись.                

 

Показывает камни-сокровища.    

Гномики , подойдите ко мне .Встаньте вокруг меня и посмотрите, какие они красивые.

Настала пора прощаться и в детей Вам превращаться .

Мы три раза обернёмся 1.2.3. и друг другу улыбнёмся

Возвращаемся назад.

В свой любимый Детский сад.

Колпачки  волшебные  в подарок примите.

В кладовую природы ко мне приходите.

До свиданья детвора!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Кладовая природы"

В данной работе раскрывается вопрос о комнатных растениях. Для красоты мы их выращиваем у себя дома, или для пользы? Чем они служат нам? Просто ли украшают дом?...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы (старшая группа) "Кладовая природы"

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему: "Кладовая природы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кладовая природы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению, в НОД прослеживается интеграция  образовательных областей: познание, коммуникация, художественное твор...

Тема недели «Витамины из кладовой природы»

материал в уголок родителей...

планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе по теме " Витамины из кладовой природы"

Планирование работы с детьми на неделю по теме "Витамины  из кладовой природы"....

Презентация "Путешествие в кладовую природы"

В презентации представлены наиболее распрастронение лекарственные травы, а также правила их сбора....

НОД: «Секреты кладовой природы»

Открытое занятие с детьми от 2-3х лет по познавательно-экспериментальной деятельности...