Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Конспект родительского собрания

«Роль семьи в формировании личности ребёнка» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Роль семьи в формировании личности ребёнка»

(на основе этого конспекта я строю консультации и беседы с родителями)

Цель: развитие доверительных и доброжелательных отношений с семьёй; обобщать представления родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания, формировании личности ребёнка.

Задачи: активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребёнком; организовать работу по просвещению родителей в вопросах воспитания личности ребёнка.

Оформление, оборудование и инвентарь

1.        Оформление выставки детских рисунков   «Моя семья».

2.        Ароматизированная свеча.

3.        Памятки для родителей «Как правильно общаться со своим ребёнком»,                          «О воспитании детей».  

4.         Фитотерапия (чай с травами).

5.        Подборка различных мелодий, CD магнитофон.

6. Аудиозапись с высказываниями детей.

Подготовительный этап

1.        Подготовить выставку литературы для родителей.

2.        Подготовить буклет для родителей.

Ход собрания

Родители собираются в групповой комнате, рассматривают рисунки детей.                                                                  

Звучит спокойная, приятная музыка. Чтение стихотворения:

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,

Ну, а к Вам подойдёт сынок
Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг.
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом

С фотографиями из детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,

Щёчки нежной губами коснуться…
И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

- Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль  в их воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.

- Что такое семья?
(ответы родителей)
Чтение стихотворения «Как появилось слово «семья»?»

Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
«Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева коротко ответила «я»,
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё так же ответила «я»,
«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?
Меня приласкает? Украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«Я», «я»…тихо молвила Ева… «я», «я».
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на Земле появилась семья!

1.        Упражнение на расслабление «Свеча по кругу»

Давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите свечу скажите «Что для вас главное в вашей семье» - передайте свечу соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Истинно  воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

                   2.   Притча «О счастье и семье»

         

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он

успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

            2. Дискуссия « Моя Семья»         

Лучший способ воспитать ребёнка - сделать его счастливым!

            Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Именно в семье маленький человечек получает свой первый опыт социального взаимодействия.

           На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа и улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших институтов социализации личности ребёнка.

           С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения  особенностей социального  взаимодействия  других членов семьи между собой.

          Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Именно родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей - «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому!».

     Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные особенности и запросы.

     Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

     Помните, ребёнок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить.

     И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Вопросы  к родителям:

- Кто является авторитетом для ребёнка в Вашей семье?
- Что для Вас главное в семейном воспитании?
- Кто больше занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
- Много ли у Вас свободного времени?
- Что Вы хотите от своего ребёнка?
- Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
- Можете ли Вы поставить себя на место ребёнка?
- Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга?
- Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
- В какие игры и как часто Вы играете с ребёнком?

   

      4. «Продолжите фразу»

 «Идеальная семья - это…» (высказывания родителей обсуждаются, и из них складывается общий образ понятия «идеальная семья»).

Дорогие родители, именно от Вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, а детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь Вам найти выход в сложной ситуации. Но необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают Ваши реальные поступки, Ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей!

      Предлагаю Вам в нашей тёплой семейной обстановке попить травяной чай.

       Как хорошо прошло сегодня наше родительское собрание! Предлагаю Вашему вниманию памятку общения со своими детьми. И прошу Вас выполнить с детьми домашнее задание:  создать   родовое генеалогическое древо своей семьи.

      Хотелось бы закончить нашу встречу  стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

Ребёнок учиться тому

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом.

                         Себастьян  Барт.

                         Литература.


1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.3-5
2. Винникотт Д. В. Разговор с родителями.-М.: Издательство Класс,2010
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком как.-М.,2010
4. Корчак Я. Как любить ребёнка.-М.: Издательство АСТ, 2015
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М.,2009
6. Млодик И. Книга для неидеальных родителей.-М., 2011
7. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей.-М.: Издательство ресурс,2012
8. Перельштейн Л. Осторожно, дети! Или пособие для родителей, способных удивляться.-С.-Петербург.: Издательство Эмпатия,2005
9. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.-М.: Издательство Знание,2009
10. Социология семьи под редакцией А. И. Антонова.-М.,2005


Игра «Закончи предложение».

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

    Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом. (Себастьян Брант).

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

Приложение

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у                 детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и не уважительно, если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цель:

  1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Подборка различных мелодий
  2. Тест «Закончи предложения»
  3. Бумажные сердечки с пословицами «объясните значение русской народной пословицы о семье»
  4. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)
  5. Детские ладошки (дети обвели свою руку)
  6.  Памятки для родителей.

Подготовительный этап:

  1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга

  1. Подготовить памятки для родителей.

  1. Рисуем с детьми ладошки

План собрания:

  1. Профилактика заболеваемости. Прививки – слово медсестре Ивановой Марине Ивановне
  2. «Роль семьи в формировании личности ребенка»
  3. Выбор родительского комитета.

Ход собрания:

3.Звучит спокойная, приятная музыка.

- Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. – Именно этими словами Сухомлинского, мне бы хотелось начать нашу сегодняшнюю беседу.

- Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличие свой дом,

Чтоб не каяться потом.»   (Себастьян Брант.)

Каждое наше слово, действие, и как не странно, бездействие – воспитывает  детей, и поэтому прежде чем что-то сделать надо подумать, а как в дальнейшем это отразится на детях.

Предлагаем вам игру «Закончи предложение»:

Возьмите. Пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на  нем сверток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слова – он учится.

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть)
  2. Ребенок живет во вражде, он учится …(быть агрессивным)
  3. Ребенок живет в упреках, он учится …(жить с чувством вины)
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других)
  5. Ребенка хвалят, он учится …(быть благодарным)
  6. Ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым)
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится …(верить в людей)
  8. Ребенок поддерживает, он учится …(ценить себя)
  9. Ребенка высмеивают, он учится …(быть замкнутым)

Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится …(находить любовь в мире)

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу, в торопях.

- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – «Это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слезы».

Пословицы «сердечки»

Цель: развивать социальное мышление, социальную креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители, бумажные сердечки с русскими народными пословицами о семье, вы достаете из большого сердца маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

«При солнышке тепло – а при матери добро»

«Мать кормит детей – как земля людей»

«Нет лучше дружка – чем родная матушка»

«Не нужен клад - когда в семье лад»

«Хозяюшка в дому – что оладушек в меду или пчела в саду»

«Не красна изба углами – красна пирогами»

«В гостях хорошо – а дома лучше»

«Дома и стены помогают»

«Мой дом – моя крепость»

«Каковы родители – таковы и детки»

«Жизнь прекрасна – когда дома мир»

 Приложение №1:

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Итоги собрания: 

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия: 

Уважаемые родители дети  приготовили  для вас "подарки "свои  ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И.Резник).

Хотелось бы закончить нашу встречу еще одним замечательным стихотворением, которое мы всегда должны держать в своей голове и руководствоваться им по отношению к нашим деткам.

Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас несчесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите.
Любви родительской огнем
Любовь ответную ведите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает,
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь.
И вопреки безжалостным годам,
Душою молодыми оставайтесь.