Педагогический проект в средней группе "Добрым быть совсем не просто..."
проект (средняя группа) на тему

Лебедева Ольга Николаевна

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.                                                                                                                        

 Современное общество заинтересовано в воспитании высоконравственной личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.                                                                                                                    

    Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.д. Нравственное воспитание детей  среднего дошкольного возраста осуществляется, прежде  всего  в игровой, образовательной, трудовой  деятельности. Дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития детей стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.  Поэтому очень важно научить детей умению осознавать свои поступки и воспитывать желание помогать окружающим людям. Для решения задач нравственного воспитания мы с детьми работали над проектом "Добрым быть совсем не просто..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦРР -  детский сад «Парус»

г.Урень Нижегородской области

 

Участники проекта: дети средней группы, родители, сотрудники ДОУ

По доминирующему методу: познавательно – творческий.

По характеру содержания: ребенок и социальное окружение.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (средняя группа).

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (3 недели).

Составила воспитатель

                            высшей  категории

Лебедева Ольга Николаевна

2018г.

Актуальность проекта:

                                                                             

  Добрым быть совсем не просто, 

 Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
     Доброта не пряник, не конфета. 
        Если доброта, как солнце, светит, 

                                           Радуются взрослые и дети.

                                     (Н. Тулупова)

 

    Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.                                                                                                                         Современное общество заинтересовано в воспитании высоконравственной личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.                                                                                                                    

    Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.д. Нравственное воспитание детей  среднего дошкольного возраста осуществляется, прежде  всего  в игровой, образовательной, трудовой  деятельности. Дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития детей стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.  Поэтому очень важно научить детей умению осознавать свои поступки и воспитывать желание помогать окружающим людям.


Обоснование  проблемы:

Проблема: Недостаточная  сформированность  первоначальных представлений о правилах поведения, хороших и плохих поступках, неумение сопереживать близким, сверстникам, осознавать свои поступки, отсутствие  готовности сделать хорошее для них.

 Цель проекта:

Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.

Задачи проекта: 

- Для детей -

  • Уточнить знания детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
  • Расширить представления детей о понятиях «добро», «зло» и  их важности в жизни людей;
  • Развивать умение оценивать свои  поступки  и поступки окружающих,  поощрять стремление  совершать добрые поступки; 
  • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

Для родителей -

  •   Способствовать созданию активной позиции родителей в  формировании у детей нравственных чувств; привитии им моральных норм поведения.
  • Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности. 

Предполагаемый результат: 

Для детей:  

Сформированы добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Дети различают  понятия «добро» и «зло», имеют представления  о добрых и злых поступках, умеют оценивать свои поступки и поступки сверстников, стремятся к совершению хороших поступков.

Дети  знают, что такое «добрые и вежливые слова»,  знают поговорки о добре и понимают их смысл.

Дети научились понимать настроение свое и  других, говорить о своих эмоциях.

В группе созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

Для родителей:

- Активная позиция в формировании у детей нравственных чувств; привитии им  моральных норм поведения.

- Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.  

- Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.

Для педагогов: 

- Приобретение знаний и практических умений.

- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Схема проекта:

 1 этап – подготовительный.

 2 этап – основной.

 3 этап – заключительный.

Интеграция образовательных областей: 

- Социально-коммуникативное развитие.

- Физическое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Речевое развитие.

-Познавательное развитие.

Участники проекта: 

дети и воспитатели средней  группы, родители детей, сотрудники ДОУ.

Формы и методы реализации проекта:                                                                                          

- Чтение художественной литературы, пословиц по теме.

- Просмотр презентаций, м/ф.

- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.

- Решение проблемных ситуаций.

- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.

- Беседы, творческое рассказывание.

- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.

- Разучивание стихов, пословиц,  песен, отгадывание загадок.

- Рисование, аппликация, лепка. 

- Развлечения, досуги. 

 Ресурсное обеспечение

  • Художественная литература по теме.
  • Наглядный материал (презентации, картинки, плакаты, фотографии, книги, сказки, м/ф по теме).
  • Интернет;
  • мультимедийное оборудование.
  • Аудио, видео проигрыватели.
  • материалы для детского творчества (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин,  ножницы, цветной картон).

Продукт проекта:

  • Создание добрых поделок для ребят младшей группы
  • Развлечение «Идем дорогою добра»
  • Оформление «Дерева добрых дел»
  • Фотовыставка  «Наши добрые дела».
  • Стенгазета «Что такое доброта?»
  • Выставка рисунков «Добрые  герои  сказок».
  • Практическая мастерская «Улыбка» – изготовление флаеров «Подари улыбку другому!»

Этапы работы: План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта:

Формы работы

1 этап – подготовительный:  

 Выбор темы, изучение  литературы по теме.

 Разработка   стратегии реализации проекта.

 Определение  целей и задач проектной деятельности.

 Составление тематического планирования мероприятий.

 Создание комфортной предметно-развивающей среды.

 Подбор  оборудования, наглядного материала, литературы,

 пособий, дидактических игр.

 Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.

  1. этап – основной: 

Просмотр мультипликационных фильмов «Лунтик», «Уроки доброты от тетушки совы», «Кот Леопольд», «Крошка енот», «Как ослик счастье искал» и др.                                             Создание «Дерева добрых дел».                                                                                                                                             НОД   «Добро побеждает все», «Путешествие в страну Доброты и Вежливости».

Мультимедийная викторина «Добрые и злые поступки».

Чтение художественной литературы: сказки «Три сына», «Два жадных медвежонка», «Доброе утро», «Как светлячок друга искал»,  «Дерево  добра», «Самые добрые сказки»;  В Катаев «Цветик-семицветик»; В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Е.Серова «Нехорошая история»,  А. Барто «Вовка – добрая душа», З.Ежикова «Крот и его друзья», Е. Благинина «Подарок»;  А. Кузнецова «Подружки»; В Осеева «Добрые слова», «Синие листья»; С. Маршак «Ежели вы вежливы»; обсуждение и оценка поступков героев.                                                                                                                  Решение проблемных ситуаций «Как поступить»; «Поможем кукле»; «Хромой котенок».                        Заучивание стихотворений о доброте, приговоров - мирилок;  чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям.                                                                       Прослушивание песен: «Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика), «Барбарики. Что такое доброта», «Ярко солнце светит» (Кот Леопольд), «Улыбка», «Если добрый ты».

НОД  Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Нарисуй доброго сказочного героя», Аппликация «Подарок малышам»

Практическая мастерская «Улыбка» – изготовление фляеров «Подари улыбку другому!»

Трудовая деятельность: «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду). «Как помогаем друг другу». «Как ухаживаем за растениями»
Рассматривание сюжетной картины «Мамины помощники».                                                                                                                                                                                                                                                             Акция «Полечите книжку!»                                                                                                                                                                                                                                                                                   Беседы: «Добрый человек. Что это значит?», «Что такое дружба?», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги!», «Правила дружбы», «Хорошо ли быть добрым?», «Как мы можем порадовать близких?»,  «Как помочь другому человеку», «Что такое доброта?», «Почему нужно уметь уступать?»,  «К чему ведут ссоры?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» и т.д.

Дидактические игры «Хорошие и плохие поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добрые и злые слова», «Добрый или злой», «Я знаю добрые слова», «Что доброго делают люди этой профессии?» П.и. «Вежливые жмурки»

Игры-драматизации по  сказкам «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Этюды и игры в кругу:  «Наше настроение», «Улыбнемся друг другу», «Добрые ладошки», «Волшебные слова», «Комплименты», «Назови ласково»

 Пальчиковые игры «Доброта», «Дружба».

3 этап: заключительный:

Развлечение «Идем дорогою добра»

Оформление «Дерева добрых дел»

Фотовыставка  «Наши добрые дела».

Стенгазета «Что такое доброта?»

Выставка рисунков «Добрые  герои  сказок». 

 с родителями

Информационный блок

Информация в родительском уголке: «Вежливость воспитывается вежливостью». 

Папка-передвижка «Уроки доброты»

Консультация  «Нравственное воспитание детей».

Родительское собрание «Азбука общения с ребенком»

Опрос «Как воспитываем доброту?»

Практический блок

Формы работы

Цель

Выполнение совместного домашнего задания: «Нарисуй доброго сказочного героя».

Акция «Полечите книгу»

Создания пособия «Давай мириться».                                                                                                                         

Список литературы: 

  1. Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
  2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г. 
  3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008
  4.  Семенака С.И. « Уроки добра» - М.,2004г.
  5. Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции) демонстрационный материал, Издательствово ТЦ. «Сфера», 2006г.
  6.  Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.