"Театрализованная деятельность как средство развития креативных качеств личности"
статья на тему

Сапрыкина Ирина Анатольевна

Материал разработан для папки самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatradnaya_deyatelnost.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

      Что дети любят больше всего? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

      Игра – наиболее доступный для ребенка, интересный способ выражения эмоций и впечатлений.

      Немецкий психолог Карл Гросс сказал: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Организуя театральную деятельность, я следую одному из основных принципов обучения - учись играя, общаюсь с детьми на «их территории», территории игры.

     А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

     Цель моей работы – развитие у дошкольников креативных качеств личности посредством театральной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Создать в группе необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
  • Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка в процессе театральной деятельности;
  • Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
  • Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
  • Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

Театральная деятельность осуществляется по 8-ми разделам, которые являются основой составленного мною перспективного плана для подготовительной и 1-ой младшей группы.

  • 1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства в зависимости от возраста.
  • 2-й раздел – «Культура и техника речи» - В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • 3-й раздел – «Основы кукольного театра» - направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства.
  • 4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.
  • 5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование начальных творческих навыков, навыков исполнения, коммуникативных навыков, на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики.
  • 6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» - необходим для развития музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.
  • 7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.
  • 8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - призван обеспечить формирование устойчивого интереса к театральному искусству, формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.

    Театр – это радость, это яркое эмоциональное действо, и чтобы детям было в нем интересно участвовать, необходимо создать среду (место, декорации, костюмы и т.д.), в которой им будет уютно, комфортно, творчески играть – работать.

В нашей группе оборудована театральная зона. Театральный уголок уютный, красивый и комфортный.  В нем, есть костюмерная и гримерная (костюмы, парики, грим, маски, полумаски, аксессуары…), присутствуют различные переносные ширмы, пуфики…

Чтобы ребенок формировал образ «Я», в уголке имеется зеркало и фотоальбом «Мы- артисты», в котором много фотографий детей и их родителей.

Материалы уголка и оборудование подобраны в соответствии с возрастом детей, доступны и привлекательны для ребенка (разные виды театров, аудиокассеты, DVD- диски с записью театральных постановок и мультфильмов (по сказкам), декорации для спектаклей, ящик для песочной анимации – «Песочная сказка»).

«Театр» - это долгосрочный проект, которым занимаюсь я.

Опыт работы в данном направлении в подготовительной группе показал, что сотрудничество театра и телестудии оказывает большое влияние на развитие в детях творчества, образной памяти, импровизации, способности к выразительному движению, целеустремленности…

Сейчас я работаю с детьми, возраст которых 2-3 года (1 младшая группа). И это хорошо, чем раньше мы начнем прививать детям любовь к театральной деятельности, тем интересней, увлекательней, продуктивней и сложнее эта деятельность будет в старших группах.

С этого года я начала создавать видеотеку наших детских спектаклей – хочу, чтобы у театра была своя видеоистория, которую можно с детьми время от времени пересматривать.

Прошло всего полгода как мы набрали группу, а наших детей не узнать – они подросли, изменились. И появилась возможность использовать в режиме дня такую форму общения, как «Утренний круг», который задаёт тон для благоприятного и дружеского общения на весь день.

Утром мы говорим обо всем на свете, обсуждаем вопросы доступные нашему возрасту, играем, выполняем различные упражнения, а в результате получается, что мы учимся общаться, учимся позитивно взаимодействовать и эти доверительные отношения помогают в нашей театрализованной деятельности. Ведь театр – это коллектив!

         Чтобы узнать насколько эффективна моя работа по теме самообразования, я в подготовительной группе провела мониторинг (начало года, конец) уровня развития театральных способностей у детей. И пришла к выводу, что данная деятельность в значительной степени влияет на развитие театральных способностей и креативного мышления дошкольников.

          Наблюдая за детьми 1-й младшей группы, отметила благотворное влияние театрализованной деятельности на развитие позитивного взаимодействия, партнерства, социализацию младших дошкольников, поэтому считаю целесообразным продолжать работу по данному виду деятельности во второй младшей группе, чтобы к старшему возрасту дети обладали развитыми актерскими способностями и могли справиться с поставленными творческими задачами.

        Хочется сказать большое спасибо родителям.

Они нам очень помогают: в изготовлении реквизита, кукол для разных видов театра; в пошиве костюмов, в разучивании с детьми текста...  С удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, праздниках, а также они самые доброжелательные и заинтересованные зрители. У нас еще все впереди: праздники, спектакли, утренники, развлечения… Я надеюсь, наше сотрудничество будет укрепляться, и давать хорошие результаты.