Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников через народную куклу
статья (старшая группа) на тему

Карпенко Евгения Владимировна

Статья по народной кукле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kukla.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Карпенко Евгения Владимировна

Потапова Наталья Александровна

БДОУ г. Омска Детский сад №236

Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников  

через народную куклу

Каждый родитель любит своего ребенка и каждому хочется уберечь свое чадо от всех невзгод и дать всё самое лучшее: вкусную еду, красивую одежду, самые новые и интересные игрушки. И вот уже в комнате не помещаются игрушки малыша, их  часто ломают и выбрасываю. По мнению О.М.Манасеиной, «… обилие игрушек вредно потому, что, давая ребёнку слишком много разнообразных ощущений, …мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх»[1,1]. Да и сами родители зачастую понимают, что не все игрушки несут добро, полезны и нужны их малышу. Большинство  родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо – добрую народную игрушку. Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать.  Нарушается  логическая цепочка «общество – игрушка – ребёнок». Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве.

По мнению многих авторов, кукла это неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества.

Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья. Русская народная пословица гласит: «Кто в куклы не играл, тот жизни не видал». С давних пор человек стремился передать свои знания из поколения в поколение. Приобщение к истокам и в наше время остаётся одним из актуальных вопросов современности. Одним из способов передачи народного опыта служила кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, а воплощение культурных традиций и обычаев Руси. И все эти причины послужили для того, чтобы вместе с детьми, а так же родителями, мы смогли воплотить в жизнь наш проект по народной кукле.

Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.  Мы решили именно в день Матери  24 ноября в нашей группе «Непоседы» познакомить не только детей, но и родителей с народной  куклой «Мамушка», так как  это обереговая кукла и в ней сокрыт символ любви матери – прародительницы к последующим поколениям.  Также смысл, который несёт кукла, направлен и на поддержание тёплых, тесных отношений между детками в семье, ведь не случайно куколки - пеленашки располагаются плотно и тесно в руках Мамушки. Родители и дети были приглашены на мастер-класс «Народная кукла Мамушка», цель которого – привить интерес к русской культуре через народную игрушку, как одному из видов народного художественного творчества. Кукла Мамушка – хранительница очага, устроительница мудрого быта, добрая хозяйка, статная жена, знает свои задачи и цели. Это был наш первый опыт по изготовлению куклы, и родители оценили нашу работу. Предложили помощь в материале для изготовления народных кукол. Наш  интерес в процессе работы тоже увеличивался, мы сделали самостоятельно более десятка народных кукол, изучали их историю. Проект из краткосрочного вырос в долгосрочный. Родителям  разъясняли значение народной куклы для развития ребёнка и важность совместной с детьми деятельности. В нашей группе был организован мини музей «Народная кукла», где дети с удовольствием рассматривают народных кукол и слушают про них рассказы, трудятся над их изготовлением и обыгрывают их. Практическая деятельность подпитывает интерес детей к новым знаниям: дети видят результат труда и хотят узнавать больше нового.

Мы  считаем, что в настоящее время народная кукла может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Народная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Список литературы

1.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/10/15/znachenie-narodnoy-kukly-dlya-razvitiya-doshkolnika

2.  Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011

3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

4.  Комаров А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 129-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/920/ (дата обращения: 13.03.2018).

5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010