Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
статья на тему

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию

Исполнитель:

Хисамутдинова Гульнара Минзабировна

воспитатель

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию

  Сегодня существуют проблемы развития у детей доброжелательных отношений, развития духовно-нравственных отношений,  развитие коммуникативных  навыков. Самым доступным способом,  на мой взгляд, является сказкотерапия.  Волшебная  сила сказок известна с давних  пор.  Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.            

 С давних времен люди использовали сказки, как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.              

Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию.

Мой выбор сказкотерапии обусловлен  тем, что в  сказках нет прямых нравоучений. Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской) рождается протест и желание сделать все наоборот. Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя с героем сказки ребенок может научиться прогнозировать будущее  проблемы и вовремя  их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно».

Главный герой в сказке – собирательный образ.  Это свойство сказок не ставит детской фантазии, воображению никаких рамок и преград.                                                                                                                         В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь , борьба со злом- все это «закодировано» в  образах сказки. На примере сказки «Колобок» 3-5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «я сам», ребенок старается обходиться без помощи родителей и пр). С помощью той же сказки старший дошкольник, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними.          

   Многие родители порой замечают, что они как  бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.

Эффективнасказкотерапия еще и тем, что  у неё хороший конец. В любой сказке справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы , не все еще познано.

Существует несколько групп сказок о животных, о взаимодействии людей и животных, сказки-притчи, волшебные, бытовые , заветные  сказки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.  Начиная  с 5,5 лет  ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами…. Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки.          

Я использую  рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.                        

Изучая сказкотерапию, я узнала, что существует несколько видов сказок:  

1.Дидактическиесказки.                                                                                                                   Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляют цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. Др.

2.Художественныесказки.                                                                                                                                                                          Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший  опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно-эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми.

3.Диагностическиесказки.                                                                                                                            Вы наверное знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себе модель его поведения.

4.Пофилактическиесказки.                                                                                                                                  Вовремя слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

5.Лечебно-психологическиесказки.                                                                                                           Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углов. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться приемом положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

6.Медитативныесказки.                                                                                                    Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок - является отсутствие конфликтов и злых героев.

При проведении сказкотерапии было использовано несколько форм работы со сказками:

  1. Интерпритация сказок.
  2. Рассказывание сказок: рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица, рассказывает взрослый; групповое  рассказывание сказок; рассказывание известной всей группе сказки; рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения; групповое придумывание сказки.
  3.  Сочинение сказок.
  4.  Переписывание сказок (или дописывание).
  5. Сказочнаякуклотерапия, в которой используется три вида кукол: куклы-марионетки; теневые куклы; пальчиковые куклы.                                                                    Изготовление кукол-марионеток происходило с детьми совместно с родителями. Это способствовало сплочению детского коллектива и каждого ребенка в отдельности с родителями, и позволило лучше понимать и чувствовать друг друга.
  6. Постановка сказки: спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол; спектакли теневого театра; спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; театральные игры; сказки на песке.
  7. Сказочная  имидж-терапия.
  8. Сказочное рисование.
  9. Имитация на сказку.

В результате наблюдений за детьми можно отметить, что сказкотерапия благотворно влияет на развитие: нравственной сферы; помогает  ребенку понимать себя, окружающий мир и людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни

В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Доклад "Формирование духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений"

Духовно-нравственное воспитание в моей работе является главной задачей  семейного воспитания...

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье".

Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье" (в средней группе)....

«Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родин и Отечеству дошкольников посредством игры».

laquo;Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родине и Отечеству дошкольников посредством игры»....

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье....