«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»
статья на тему

       Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занимались

всегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитания

человека. Кстати, в сложные 90-е годы, когда празднование Дня Победы в

детских садах  стало неактуальным, мы ежегодно, систематически, с

пристрастием отмечали День Победы! И это воспитывало не только детей, 

но и их родителей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида  №318

 г.о. Самара

Сообщение

«Формирование

духовно- нравственных отношений

у дошкольников посредством

музыкального и изобразительного искусства»

на районном семинаре

для музыкальных руководителей и воспитателей

«Знакомство детей дошкольного возраста с героическим прошлым страны средствами произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства»

                                                       Музыкальный руководитель:                                    Новикова Галина Васильевна

2015год

ЦЕЛЬ:

          Формирование у детей чувства  гордости за героическое прошлое народов нашей страны.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
  2. Развивать способность воспринимать, чувствовать,

понимать прекрасное

  1. Развивать  умение понимать содержание произведений

                 искусства, всматриваться в картину, вслушиваться в

            музыкальное произведение.

  1.  Воспитывать эмоциональный отклик на произведения

       искусства.

        5.  Учить видеть средства выразительности в произведениях

                  музыкального и изобразительного искусств

        6.   Активизировать  творческий потенциал и художественное

   мышление детей

       Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занимались

всегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитания

человека. Кстати, в сложные 90-е годы, когда празднование Дня Победы в

детских садах  стало неактуальным, мы ежегодно, систематически, с

пристрастием отмечали День Победы! И это воспитывало не только детей,  

но и их родителей!

       Дошкольный возраст – наиболее благоприятный отрезок жизни для

формирования эмоциональной отзывчивости у ребенка. Ведь дети в этом

возрасте умеют искренне сочувствовать и сопереживать; они отзывчивы и

восприимчивы. Именно в это время  начинается процесс осознания себя

в окружающем мире.

       Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует

его моральный облик. Воздействие музыки часто бывает более сильным, чем

беседы, указания, уговоры… Знакомя детей с произведениями различного

 эмоционально-образного содержания, мы побуждаем  их к сопереживанию,

что  обогащает  духовный мир детей.

      Фундамент настоящего патриотизма:  любовь к Родине, преданность

ей, ответственность и гордость за нее, желание  беречь и умножать ее

богатства – все это необходимо  формировать уже в дошкольном детстве.

Без уважения к истории и культуре своей страны невозможно воспитать

полноценную личность с чувством собственного достоинства, уверенностью

 в себе!

         В этой работе очень важно, чтобы материал был преподнесен ярко,

интересно, доступно  пониманию детей. Тогда  то, что они увидели,

прочувствовали,  пережили  - останется надолго, иногда на всю жизнь.

       Так, знакомя детей с героическим прошлым страны, я поняла ценность

такой формы как интегрированное занятие. Это синтез трех видов

искусств: музыкального, изобразительного и литературы.

И благодаря этому можно создать  яркий, выразительный и сильный

образ для лучшего  восприятия этой сложной темы детьми.

Так, ежегодно, с января по май планирую 3 интегрированных занятия

со старшими дошкольниками.

Одно из них - занятие, посвященное Александру Невскому (картина

П.Корина «Александр Невский» - 4часть кантаты С.С.Прокофьева

«Александр Невский» «Вставайте, люди русские!»)

Другое  посвящено  Дню защитника Отечества (картина В.Васнецова

«Богатыри» - «Богатырская симфония» А.Бородина, 1-я часть)

Третье   провожу в канун праздника День Победы (картина С.Кривоногова

«Защита Брестской крепости» - Д.Шостакович, Симфония №7, 1-я часть,                                                      тема нашествия)

Почему я выбрала именно эти картины?

          Во-первых, я исходила из возрастных особенностей детей, их

небольшого опыта общения с произведениями изобразительного искусства.

Исходя из своего многолетнего  опыта поняла, что образы, изображенные на

этих полотнах, несложны для восприятия, понятны детям.

         Во-вторых, эти образы очень выразительны, поэтому подобрать

музыку было нетрудно.

        В-третьих,  выбрала  разножанровые полотна: батальная живопись,

былинно-сказочный жанр, историческая картина. Как и музыку различных

жанров:  симфоническая, хоровая.

      Остановлюсь на интегрированном занятии, посвященном Дню защитника

Отечества. Это картина «Богатыри» и «Богатырская симфония».

Конечно, занятию предшествует предварительная работа, в которой мне

помогают воспитатели и родители. Они с детьми рассматривают

иллюстрации с изображением богатырей, воинов; читают

былины, богатырские русские сказки; побуждают детей к составлению

рассказов о богатырях, их характерах, доспехах…

         В ходе образовательной деятельности рассматриваем самих

богатырей  крупным планом: их одежду, оружие,  выражение лиц, позы

коней. Рассматриваем фон, на котором изображены богатыри:  бескрайние

поля, леса, холмы земли русской. Подчеркиваем основную идею вместе с

детьми: картина олицетворяет великодушную, никого не боящуюся силу,

способную надежно защитить родную землю от врагов. Но никак не

агрессивную, опасную для других народов.

         Погружение в идею усиливается, когда дети еще и слушают

 созвучную  этой картине музыку! А именно фрагмент 1части Симфонии №2

(«Богатырской») А. Бородина. Основная тема звучит мощно, энергично,

величаво, сурово и даже грозно. Она как бы говорит: «Никому не удастся

победить русский народ !» Вторая тема  звучит благородно, спокойно,

с большим душевным теплом. Т.е. опять подчеркиваем основную мысль:

защитники сильны и  мужественны, но, как сказал Александр Невский,

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»

       В ходе обсуждения  говорим с детьми о сегодняшнем дне:  о солдатах

Великой Отечественной войны, о папах, дедушках детей, о солдатском

будущем самих мальчиков, об их миссии в будущем защищать родную

землю.

      Обязательно даю домашнее задание: вместе с родителями вспомнить

песни, стихи, рассказы, кинофильмы, памятники, картины, которые

рассказывают о славе побед защитников Отечества.  Нарисовать…

Прочитать…

            Конечно, кроме этого, слушаем отрывки  классических

произведений патриотического содержания (Хор «Славься»

 из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки),  поем и слушаем песни военной

поры и песни о войне:

«Однополчане», муз.В.Соловьева-Седого, сл.С.Фатьянова; «В лесу

прифронтовом», муз.М.Блантера, сл. М, Исаковского; «Катюша», муз.

М.Блантера, сл. М. Исаковского; «В землянке», муз.К.Листова, сл.А.Суркова;

«Дороги», муз. А.Новикова, сл.Л.Ошанина; «День Победы»,муз.

Д.Тухманова, сл.В.Харитонова.

Поем песни патриотического содержания: «Родная песенка»,

 муз Ю.Чичкова, сл.Ю.Синявского; «Моя Россия», муз.Г.Струве,

сл.Н.Соловьевой; «С нами, друг!», муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьевой,

«Веселая песенка», муз и сл Н.Глазковой…

         Итогом проделанной работы  является празднование Дня Победы,

в котором, традиционно,  участвуют дети, родители, воспитатели, ветераны,

труженики тыла.

          В рамках подготовки к 70-летию Победы наш хор мальчиков

участвовал в городском конкурсе «Росточек»  с  песней «Солдатушки,

 бравы  ребятушки» и занял 3-е место.

Видеозапись с выступлением хора мальчиков