Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"
материал ( группа) на тему

Мугдасимова Эльвина Рафимовна

Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Выступление на педсовете

по теме: 

«Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства»

 Мугдасимова

 Эльвина Рафимовна, воспитатель

март, 2016 г.

«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

В.А.Сухомлинский.

         Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостное ощущение и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы. Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в лицах людей. Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи, как художественное средство, играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира, человеческих отношений. Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.

Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.

 Основными видами являются:

  • Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Скульптура (работа, выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать

Основные направления работы по приобщению детей к миру искусства.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  • -книжная графика (Ю. А. Васнецов,    Е. М. Рачев,             В. А. Кузьмина,      К. В. Овчинникова)

•        -народная игрушка (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, народные игрушки, Богородская резная игрушка.

-книжная графика (Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачев,      В. Г. Сутеев,                       Е. И. Чарушин, В.В.Лебедев)

-язык изобразительного искусства (цвет, форма)

  • -народное искусство (Семеновские матрешки, Полхово-Майданские матрешки, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, чувашское декоративно-прикладное искусство)
  • -жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт)

  • -архитектура
  • -скульптура (малые формы, садово-парковая)

-графика (книжная графика, цветная графика)

-язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень)

-народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись)

-жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр)

-архитектура             -скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф)

-графика

-графика (книжная, плакатная)

-язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма, пропорции, позы, движения, характерные детали)

-народное искусство (Жостовская, гжельская, хохломская, мезенская роспись), керамические изделия, народные игрушки

-жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр)

-архитектура

-скульптура (станковая, монументальная, рельеф)

-народное искусство (бисероплетение чуваш, Жостовские подносы, и др.)

Задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура):

1.         Содержательная задача — обучение детей умению понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.):

-          о чём рассказал художник (скульптор);

 -          что хотел выразить в своем произведении.

2.         Изобразительно-выразительная задача — формировать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать:

-          как художник изобразил действие лиц;

-          как выразил замысел;

-          как раскрыл содержание произведения.

3.         Эмоционально-личностная задача — формирование умений давать эстетическую оценку произведению:

-          какое отношение самого художника к замыслу;

-          что вам понравилось в картине;

-          что вас в ней заинтересовало; какое она передаёт настроение.

 4.         Воспитательная задача — формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства:

-          нравственно-эстетическое качество;

-          познавательный интерес;

 -          эмоциональное отношение к содержанию произведения.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, художественно-эстетическая предметно-пространственная среда, организация художественно-творческих способностей.

Знакомство детей с изобразительным искусством начинается с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В. Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Канашевичем, И.Билибиным, Т.Мавриной, современными художниками-иллюстраторами Г.Скотиной, Т.Грудининой, М.Рудаченко, Т.Нехотиной по произведениям малого устного фольклора. Заслуженный художник РФ Л. Токмаков писал: «… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка». Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры. Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у них эмоциональный отклик. У детей развивается воображение, память. К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Так как картинка, созданная воображением самого ребенка, играет не меньшую роль в развитии речи. В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник. Ясность, простота, выразительность — критерии, которыми можно руководствоваться при отборе иллюстраций для детей. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постоянно рассматривать книжные иллюстрации, но собственное восприятие ребенка весьма поверхностно. Дети спешат перечислить изображенные предметы и мало обращают внимание на их взаимосвязи. С детьми, рассматривая книжные иллюстрации необходимо приобщать к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации. Наблюдения за поведением детей младшего дошкольного возраста показали, что не все произведения изобразительного искусства воспринимаются ими одинаково. Радость, восторг вызывают те работы, в которых отношение художника к изображаемой действительности понятно и созвучно детям.

Формирует эмоциональную    отзывчивость, умение сопереживать героям.

Кроме книжной графики ещё есть вид искусства –графика, с которым знакомят детей в старшей группе.

Графи́ка (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω — записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два цвета.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

 Виды живописи: 

К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холстдерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, и других подобных материалах.

Знакомим детей живописью и профессией художника в средней группе. Знакомим детей с понятием о живопись, как о виде искусства.
Рассказываем о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная. Знакомим с жанром пейзажа на примере произведений И.И. Шишкина «Золотая осень». Даем представления о технике живописи: украшает интерьер зданий, воздействует на мысли и чувства зрителей. Учим различать и называть цвет и его оттенок (красный – тёмно-красный, жёлтый- тёмно-жёлтый, зелёный-тёмно-зелёный. Развиваем связную речь, обогащаем словарь детей: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, масляные краски, пастель. Формируем эстетическое отношение к живописи.

Также даем первоначальное понятие портрета как жанра живописи. Учим рассматривать портрет. Формируем представления о содержании портрета (о чем художник может рассказать в портрете). В старшей группе знакомим с произведениями живописи И.Шишкина, И.Левитана, В.Серова, П.Кончаловского и др. с изображениями родной природы в картинах художников. В подготовительной группе расширяем знания детей об изобразительном искусстве, развиваем художественное восприятие через произведение живописи И.Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А.Саврасова «Грачи прилетели»; А. Пластова «Полдень», «Летом», «Сенокос»; В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иванушка-Цареевич на сером волке» и др.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человекаживотных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

В младшем возрасте знакомим дошкольников с малой формой скульптуры- это народные, глиняные игрушки. В раннем возрасте обращаем внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и т.д.), на их форму, цветовое оформление. В средней группе знакомим детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая.  Знакомство со скульптурой малых форм. Учим детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. В старших группах обогащаем представления о скульптуре.

Виды скульптуры:

  • круглая скульптура (статуя, группа, статуэткабюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
  • рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из нег

В зависимости от предназначения скульптура делится:

  • монументальная скульптура (памятникимонументы) , связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
  • монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атлантыкариатидыфризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
  • станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика - наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние - отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка - произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы)

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

Знакомим детей с архитектурой современного строения со среднего возраста. Знакомим детей профессией архитектора.  Развиваем эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчества и фантазию). Воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны.

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

 -  Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

-   Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

 -  Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

 -  Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр. -   Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

 - Выделить узорность оград домов, мостов.

 - Знакомить садово–парковой архитектурой.

-  Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

 - Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Все работы производятся в двух направлениях:

1.         Знакомство с архитектурой: 

  • Экскурсии, прогулки по улицам города, посёлка. Цель: рассмотреть здания разного назначения.
  • Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и т. д. Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности
  • Использование художественного слова, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.
  • Рассказ воспитателя.
  • Вопросы.
  • Слушание музыки для создания определенного образа здания.

 2.         Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях.

В каждом детском саду содержание работ будет различным и это зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес. Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы. Чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые были бы доступны для изображения их детьми дошкольного возраста.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Знакомим дошкольников с данным видом искусства с раннего возраста. Расширяем знания детей по данному виду искусства до конца подготовительной группы. Тем самым воспитываем у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

В процессе приобщения детей к различным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняется знания об окружающем мире: общественные явления, природу, людей и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, потому что ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

Литература:

1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 112 с.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с. 3.                 Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с. 5.Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

6.Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.: илл. 7.

7. Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

 8.Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.

9.Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.

10.Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Сфера, 2011. — 128 с.
11. Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 46-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на  примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства.2020

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства. 2020...