Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства.2020
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Высочкина Светлана Александровна

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства. 2020

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства.

Традицию музыкального развития в ДОУ заложили супруги С.Т.Щацкий и В.Н.Шацкая ещё до 1917г. В декабре 1944, а затем в 1945г Комиссариатом РСФСР в Уставе детского сада впервые была зафиксирована должность музыкальный руководитель. Но с течением времени жизненный уклад людей меняется, и отношение к музыкальному воспитанию становится иным. Родители озабочены интеллектуальным, а не эстетическим развитием своих детей. Понимать и любить музыку дошкольникам сейчас непросто, приходиться искать такие способы и методы, которые их заинтересуют.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируется эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры ребёнка – важнейшая задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Виды активной, доступной ребёнку художественной деятельности в области музыкального искусства.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Слушание выступает в разных формах:

- как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

- как специальное занятие;

- как методический прием обучения        

В форме специального занятия слушание даётся с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта.

· Как методический принцип слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение –деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения –это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры– музыкально-сенсорная деятельность ребёнка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах – металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребёнка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания особенно важна для детей дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Но для того чтобы музыка оставила в памяти дошкольника неизгладимое впечатление необходимо вести целенаправленную, систематичную и планомерную работу по музыкальному воспитанию и обучению, направленную на развитие не только музыкальности и музыкальных способностей дошкольника, но и на формирование у него элементарных знаний о музыке.

Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.)

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры [6, с. 138].

Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д. [7, с.154].

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.

Овладение элементарными знаниями о музыке активизирует мыслительные операции, помогает установлению существенных связей между содержанием музыкального произведения и теми выразительными средствами, с помощью которых она передана композитором в данном музыкальном произведении. Знания дают возможность рассуждать, делать выводы, сравнивать, обобщать, т.е. способствуют овладению обобщенными способами умственной деятельности, пользуясь которыми дети анализируют любое прослушанное музыкальное произведение. Анализ музыкального произведения ставит детей перед необходимостью пользоваться знаниями о музыке, полученными в ходе обучения, требует от ребенка умственной активности, умения пользоваться определенными доказательствами. В то же время ребенку доставляет радость не только сам процесс восприятия музыки, но и умение выразить свои переживания в словесной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных представлений дошкольников о балете в процессе проектной деятельнсти

Реализация проекта для детей подготовительной группы"День Рождения Сони"Музыкальная культура – наиболее благодатный материал для развития «движения души» формирующейся личности (Сл.№2), и в дошкольном...

Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"

Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений восприятия музыки в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. Тема занятия: «Музыкальный сундучок».

Сценарий непосредственной образовательной деятельности составлен в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Занятие разработано по реализации ...

Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на  примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...

Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошколь...

Формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; стан...