Выступление на семинаре "Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников по средствам изобразительной деятельности."
презентация на тему

Долгошеева Людмила Александрова

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_dolgosheeva_l.a.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление к семинару

Тема семинара:

 Развитие творческих способностей дошкольников по средствам различных видов творчества.

Тема выступления:

 Развитие творческих способностей дошкольников по средствам работы с белой глиной.

Слайд №1

Добрый день уважаемые коллеги, тема моего выступления «Развитие творческих способностей дошкольников по средствам работы с белой глиной».

Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Слайд №2

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

 Человек способный к творческому самовыражению, чутче и добрее относится к окружающему его миру, осознает необходимость бережного отношения к природе и людям.

 Изобразительная деятельность, позволяет детям выразить в творчестве свои желания и эмоции.

 Слайд №3

Лепка их глины, с последующим обжигом и раскрашиванием  - замечательное средство развития у детей творческих способностей.

Занятие лепкой  способствует развитию мелкой моторике рук, формированию умственных способностей детей, развитию речи, тактильной памяти; расширяет их художественный, и не только, кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.

Глина - природный материал – неаллергенный.

В зависимости от потребности, глина может быть мягкой, очень мягкой, вязкой и даже жидкой. У глины шире спектр свойств, чем у пластилина и у теста, поэтому и возможностей, при лепке из глины, значительно больше.

Детей привлекают пластичные свойства глины: её не нужно предварительно разминать, она приятна на ощупь, не оставляет жирных следов, глина послушно откликается на  все движения рук.

Слайд №4

На глине можно сделать отпечаток и она удержит его, это свойство дети любят использовать особенно для сохранения хрупкой красоты растений – травинок, резных листьев, цветов.

Обожженная глиняная детская поделка может храниться годами, и напоминать человеку о замечательной поре детства; сохранит отпечаток кленового листа навечно, а ведь этот лист можно ещё и раскрасить. Так к детям приходит понимание того, что они могут создавать красоту своими руками.

Слайд №5

 Интересно и познавательно использование различных нетрадиционных техник. Барельеф: низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Горельеф: высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Печать различных материалов (листья деревьев и кустарников, ткани разной текстуры, бисер, различный бросовый материал и др.). Лепка из глины дает тот же эффект что и массаж рук, что положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря ребенка.  

Уникальные свойства глины помогут ребенку снять эмоциональное  напряжение, освободиться от психологических и интеллектуальных перегрузок, гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром.

Слайд №6

 Создание глиняной скульптуры (поделки) происходит в три этапа:

1 – лепка;

2 – обжиг;

 3-раскрашивание или роспись, уже керамического изделия.

Процесс  росписи или раскрашивания, обожженной поделки, можно выделить как особый       вид изодеятельности.

Размер изделия (как правило, помещается на детской ладошке) диктует определенные правила работы: четкость движений, сосредоточенность, внимание.  Здесь важно все, выбор краски (акварель или гуашь), сочетание цвета, размер кисточек.

Важно так же, что бы ребенок имел, как можно больше представлений о создаваемом образе.

Слайд №7

Основная цель  -  развитие  творческого потенциала ребенка, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных приемов.

В основе работы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

 

Слайд № 8,9

Задачи:

1.Одновременное развитие всех психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2.Совершенствование навыков и умений лепки из глины.

3.Обучение навыкам целесообразного применения приемов лепки для создания выразительного образа.

4.Расширение представлений детей о декоративно - прикладном искусстве.

5.Развитие эмоциональной заинтересованности детей процессом изодеятельности (лепки из глины, роспись).

6.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности  детей на основе обогащения личного опыта ребенка.

7.Развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Слайд №10

Работу с детьми разных возрастов можно разделить на 3 этапа: 1 этап - младший возраст, 2 этап - средний возраст, 3 этап – старший дошкольный возраст.

Слайд №11

     1 этап - младший возраст. Основной особенностью, в работе с малышами, является формирование у детей навыков формообразующих движений; «конструирование» различных образов из готовых элементов; знакомство со свойством глины удерживать на поверхности отпечаток.

  В младшем возрасте у детей уже образовались функциональные связи между анализаторными и ассоциативными системами и происходит совершенствование механизмов управления движениями. Ребенок тянется ко всему, что видит, ему хочется все потрогать, понюхать, т. е. произвести  какие - либо действия с предметами попавшими ему в руки- так почему этим предметом  не может быть кусочек мягкой глины?

“Фундамент” изобразительных способностей у детей закладывается, когда дети получают представления о том, что знакомые предметы окружающего мира можно изобразить – нарисовать, слепить, например из глины.

 Конечно же, на занятиях нужно применять игровые приемы, вводить персонажей (сказочные персонажи, герои песенок, стихов и потешек и др.). С обязательным последующим обыгрыванием любых поделок.

Слайд №12

Ожидаемые результаты младший возраст

● Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.

● Формирование навыков создания целостных образов из готовых деталей.

● Формирование формообразующих основных  движений.

● Развитие мелкой  моторики.

Слайд №13

     2 этап - начинается в среднем возрасте, продолжается в старшем. Происходит закрепление формообразующих движений; интенсивное  расширение представлений о свойствах глины; о новых способах и приемах лепки и раскрашивания, в том числе и нетрадиционных.

Слайд №14

Ожидаемые результаты

● Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.

● Формирование знаний о свойствах глины.

● Совершенствование основных формообразующих движений.

● Усвоение навыков использования в лепке различных рельефных материалов.

● Умение создавать,  с помощью педагога, несложные образы.

● Формирование творческих способностей.

● Проявление самостоятельности в работе.

Слайд № 15

     3 этап - проявление творческой самостоятельности в выборе темы и способах ее реализации  -  старший дошкольный возраст (начинается в старшей группе, совершенствуется, в подготовительной).

Слайд №16

Ожидаемые результаты

● Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.

● Формирование знаний о свойствах глины.

● Формирование знаний о разных способах лепки.

● Совершенствование навыков лепки  разными способами.

● Проявление самостоятельности в работе.

● Формирование творческих способностей.

Слайд №17

«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете.  Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного –  все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

 Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Спасибо за внимание!

Дополнительный материал.

Игры и упражнения из пластичных материалов.

Игры и упражнения взяты из программы “Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного” (РОСИНКА) Л.В. Куцакова, И.С. Мерзлякова “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС” 2003г.

стр. 91-93.

Цель этих занятий и упражнений: развивать ловкость, точность движений рук и пальцев, тренируя мелкие мышцы рук в процессе действий с пластическими материалами. Учить чувствовать материал, развивать память руки, чувство формы. Формировать различные приемы лепки. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру в движении, передавать пропорции, формировать чувство композиции. Развивать воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Формировать речь.

        Игровое упражнение: “Придумай сказку” - воспитатель ведущий (в старшем возрасте дети могут играть самостоятельно). Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек пластилина (глины) постоянно преобразовывался в новый образ. Например, сказка с персонажами - червячок, улитка, яблоко, ежик и т.д.

        “Преврати эту форму во что хочешь” - ведущий лепит исходную форму, дети добавляют к ней отдельные элементы.

        “Волшебный комочек” у играющего кусочек глины. Ведущий загадывает загадку “Кто в комочке живет?” (называются характерные отличия загадываемого животного). После того как дети отгадают, все лепят отгадку.

        “Слепи фантастическое животное из...(шариков, длинных колбасок, цилиндров и т.д.”

        “долепи цветок” - рельефное ленточное изображение из цветного пластилина.

        “Слепи второе крыло бабочки” - для младшего и среднего возраста из готовых деталей, старшие лепят самостоятельно (расширяет представления о симметрии).

        В старшем возрасте детям можно давать разнообразные  “Творческие задания”

        “Слепи самую лучшую фигуру.” Сначала дети играют в игру “Море волнуется”, затем ведущий выбирает лучшую фигуру, все дети (кроме выбранной фигуры) - рассматривают эту фигуру, уточняют позу, в чем ее особенность, и приступают к лепке. Затем сравнивают, выясняют у кого скульптура самая выразительная.

        “Слепим вместе” стр. 95.И др.  

Можно предложить детям устроить тематическую выставку скульптур, например, “Моя любимая игрушка”, “Подарок мамочке” и др.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через самостоятельную изобразительную деятельность

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы педагоги осознаем, что это является важным средством всестороннего развития ребенка. С решением задач нравственного воспитания тесно связана и изоб...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Сенсорное воспитание дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмето...

Сенсорное воспитание дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружаю...

Статья "Развитие творческой активности у дошкольников по средствам изобразительной деятельности"

Развитие творческой активности у дошкольников по средствам изобразительной деятельностиЛихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровнавоспитатели МБОУ «На...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...