Статья "Развитие творческой активности у дошкольников по средствам изобразительной деятельности"
статья

Сухова Ольга Николаевна

Развитие творческой активности у дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Лихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровна

воспитатели МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26

 «Акварель» города Белгорода

Дошкольное образование

 

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окру -жающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствую -щих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети ста -раются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование худо -жественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

     Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В твор-ческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красо-те, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны вос-питывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизво-дить в своем творчестве виденное ими. Формирование творческих способ -ностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях.

  Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятель-ности, доставляющих удовольствие для ребенка. Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, прису-щая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психичес-ких процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отлича-ющаяся неповторимостью, оригинальностью. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрас-тающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности является воображение, поэтому воспитатели уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством младшего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование.

   Привлекательными для внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это твор -чество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия. Одной из целью работы воспитателя есть : развитие творческих способностей через нетрадиционное рисование. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: развивать эстетическое восприятие и вооб-ражение, без которого невозможна ни одна художественно - творческая деятельность; формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способ-ностей и эстетического воспитания; создать условия для детского творчества;  развивать мелкую моторику рук, координации движений; воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

   «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить» - говорил В.А. Сухомлинский. Для того что бы развить художест -венно - творческие способности и привить любовь к изобразительному

искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, нужно использовать нетрадиционные способы изображения.

 Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положитель -ных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Для занятий необходимо приготовить красивые и разно-образные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изоб-ражения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообра -зие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприя-тия и деятельности. Работая с детьми дошкольного возраста, обыгрывается сюжет будущего рисунка, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет  заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.    

  Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, можно начать с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, нужно обратить внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.

  Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает пози-тивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креатив-ность с ранних лет. 

  Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в работе воспитателя нужно соблюдаю принцип от     простого к сложному. Благодаря этому дети находятся в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступают к выполнению новых работ.

  Предоставляя ребенку возможность самому быть творцом, выражать переливы эмоций и чувств мы вместе с ним делаем мир добрее, ярче и краше! Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидак -тические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предла-гается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие -то знания, овладевают навыка и действий с определенными пред -метами, учатся культуре общения друг с другом.

  Для того, чтобы познакомить детей с цветами радужного цвета, можно использовать дидактическую игру «Дети в мире цвета». В ходе данной игры дети знакомятся с цветами спектра, но и учатся объединять предметы в группы по цветовому признаку.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действия с определенными предмета -ми, учатся культуре общения друг с другом.

    Для совершенствования в  работе воспитателю  рекомендуется работать в такой последовательности :

- продолжить работу по дополнительному образованию «Умелые ручки»;

- продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности;

- продолжить работу над развитием мелкой моторики;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

  В заключение хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми приносит положительные эмоции, когда педагог видит результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа!

  Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятель-ности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности у дошкольников по средствам изобразительной деятельности

Лихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровна

воспитатели МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26

 «Акварель» города Белгорода

Дошкольное образование

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окру -жающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствую -щих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети ста -раются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование худо -жественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

     Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В твор-ческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красо-те, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны вос-питывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизво-дить в своем творчестве виденное ими. Формирование творческих способ -ностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях.

  Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятель-ности, доставляющих удовольствие для ребенка. Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, прису-щая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психичес-ких процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отлича-ющаяся неповторимостью, оригинальностью. Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрас-тающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности является воображение, поэтому воспитатели уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством младшего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование.

   Привлекательными для внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это твор -чество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия. Одной из целью работы воспитателя есть : развитие творческих способностей через нетрадиционное рисование. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: развивать эстетическое восприятие и вооб-ражение, без которого невозможна ни одна художественно - творческая деятельность; формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способ-ностей и эстетического воспитания; создать условия для детского творчества;  развивать мелкую моторику рук, координации движений; воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

   «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить» - говорил В.А. Сухомлинский. Для того что бы развить художест -венно - творческие способности и привить любовь к изобразительному

искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, нужно использовать нетрадиционные способы изображения.

 Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положитель -ных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Для занятий необходимо приготовить красивые и разно-образные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изоб-ражения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообра -зие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприя-тия и деятельности. Работая с детьми дошкольного возраста, обыгрывается сюжет будущего рисунка, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет  заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.    

  Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, можно начать с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, нужно обратить внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.

  Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает пози-тивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креатив-ность с ранних лет.  

  Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в работе воспитателя нужно соблюдаю принцип от     простого к сложному. Благодаря этому дети находятся в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступают к выполнению новых работ.

  Предоставляя ребенку возможность самому быть творцом, выражать переливы эмоций и чувств мы вместе с ним делаем мир добрее, ярче и краше! Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидак -тические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предла-гается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие -то знания, овладевают навыка и действий с определенными пред -метами, учатся культуре общения друг с другом.

  Для того, чтобы познакомить детей с цветами радужного цвета, можно использовать дидактическую игру «Дети в мире цвета». В ходе данной игры дети знакомятся с цветами спектра, но и учатся объединять предметы в группы по цветовому признаку.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действия с определенными предмета -ми, учатся культуре общения друг с другом.

    Для совершенствования в  работе воспитателю  рекомендуется работать в такой последовательности :

- продолжить работу по дополнительному образованию «Умелые ручки»;

- продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности;

- продолжить работу над развитием мелкой моторики;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

  В заключение хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми приносит положительные эмоции, когда педагог видит результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа!

  Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятель-ности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

    Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейс...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

laquo;Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтоб...

Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...

Развитие творческой активности детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Наталия Николаевна. Я работаю с детьми первой младшей группы в МБДОУ д/с № 7. Хочу представить Вашему вниманию опыт своей работы по развитию творческих спосо...