Доклад "Формирование духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений"
материал по теме

Калинина Тамара Геннадьевна

Духовно-нравственное воспитание в моей работе является главной задачей  семейного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

VIII всероссийская научно-практическая конференция

ДОКЛАД

«Формирование духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений»

Воспитатель I квалификационной категории

Калинина Т.Г.

г. Бердск 2008г.

Как бы много не говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации (улица, школа, телевидение).  

Задача же духовно-нравственного воспитания в моей работе является главной задачей  семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой базовой культуры личности.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, в котором живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.

Пока подобная разобщённость не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своём уровне. В 1928 году Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье».

Взаимодействие с родителями в нашей группе происходило через традиционные формы: консультирование, родительские собрания, семинары-практикумы; и через нетрадиционные формы: родительские собрания в форме дискуссий – обратили внимание на родителей, у которых нравственность направлена на – качества (считают нормой давать сдачи, не делиться игрушками, не угощать детей, не уступать друг другу). Провели родительское собрание по теме: «Нормы нравственного воспитания».

Посетили детей на дому, которые вызывали тревожность (плачь, драка, не умение выслушать товарища, не оказывать помощи другу и т.д.), Заметили, что семейное воспитание строится на зарубежной литературе, просмотре зарубежных мультфильмов, игр с зарубежными персонажами.

Посоветовали изменить отношение к ребёнку, купить Российские мультфильмы, книги с русскими народными сказками по возрасту детей, которые порождают добро и служат мостом для передачи нравственного и духовного опыта от поколения к поколению.

        Родители решают проблему ребёнка. Продолжили работу по проведению собраний в форме дебатов – обсуждали заранее подготовленные выступления. Родителям заранее раздавали вопросы и рекомендовали литературу.

        Но были и такие родители, которым очень сложно было привить нравственные качества. Поэтому при тесном сотрудничестве педагога-психолога нашли ещё одну новую форму работы – тренинги. На тренинге применялись такие приёмы:

  • ролевые игры;
  • тренировка поведенческих навыков;
  • анализ ситуаций;
  • элементы психодиагностики и т.д.

Цель такого обучения родителей заключалась в том, чтобы помочь  им усвоить как можно больше типов взаимодействия, основанных на принципах социально-педагогического партнёрства и равенства между детьми и взрослыми.

        Иногда приходилось давать самостоятельные задания с включением невербальных методик:

  • мимические;
  • тактильные;
  • ролевые этюды, позволяющих каждому на время стать «Я» и другим «Я».

Выпускали для родителей газеты, например: «Поведение ребёнка в театре», давали задания сочинять сказки «Поведение медвежонка в лесу», и др., рассказы «Хорошо, когда есть друг» и др., изготовление книжек совместно с родителями на нравственные темы «Порождение добра» и др. вся эта работа дала положительный результат:

  • родители стали положительно влиять на ребёнка;
  • появились такие качества, как отзывчивость;
  • родители стали активными участниками всех мероприятий, как в группе, так и в жизни детского сада, например: шитьё костюмов к музыкальным сказкам, оформление музыкального зала,  участниками в постановке сказок и др.

Работая по теме «Духовно-нравственное воспитание внутрисемейных отношений» постоянно помнила о профессиональной ответственности, которая ложится на нас педагогов, раз мы отстаиваем необходимость и берём на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей и родителей, ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни

В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений» «Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуем...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Духовно-нравственный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде

Духовно-нравственный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде в старшей группе...