Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»
консультация на тему

Консультация для воспитателей

 

 

Тема:

 

«Детское проектирование как мотивация к познанию»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Консультация

Тема:

«Детское проектирование как мотивация к познанию»

Выполнила:

Воспитатель Абдулкафарова З.Н.

Когалым

Детское проектирование как мотивация к познанию

СЛАЙД 1

Детское проектирование как мотивация к познанию

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду,  покажи – и я запомню,  дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

                                                                  Л. Н.Толстой

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для поддержки необходимо внедрение  в педагогический  процесс  новых  форм  работы, в частности – использование проектной деятельности.

СЛАЙД 3

Проектная деятельность - совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Основной целью детского проектирования является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

СЛАЙД 4

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

СЛАЙД 5

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

СЛАЙД 6

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

По мнению Н.Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

СЛАЙД 7

Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.

Поддержка - короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства

возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками.  Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий

является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

СЛАЙД 8

Детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

Ø учет интересов ребенка;

Ø деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

Ø  тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

Ø предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

Ø совместное с взрослым поэтапное достижение цели.

СЛАЙД 9

1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над детскими  проектами.

2. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

СЛАЙД 10

Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса

Что мы знаем? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей схематически и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Защита проектов детьми.

Организация пространства для индивидуальной презентации;

Рассказ ребёнка о проделанной работе,

Показ рисунков, фотографий, презентации;

Их пояснение.

СЛАЙД 11

Структура детского проекта

I этап разработки проекта – целеполагание.

Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (гипотеза – это и есть цель проекта).

СЛАЙД 12

Поиск информации

  • Именно ребёнок должен являться организатором поиска необходимой информации, а родители выполняют вспомогательную функцию.
  • На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
  • Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием и общими интересами.
  • В условиях семьи осуществляется познавательно-речевое совместное: чтение, рассматривание картин, сюжетов, рисование.

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

СЛАЙД 13

III этап работы над проектом – его практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы над проектом (заключительный)  является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта:

  • итоговые игры-занятия,
  • игры-викторины,
  • тематические развлечения,
  • оформление альбомов,
  • фотовыставок,
  • мини-музеев,
  • творческих газет.

СЛАЙД 14

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги  и вовлекаются родители. Родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.

Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!

СЛАЙД 15

Родители, принимающие участие в проектной деятельности ДОУ.

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

  • смогли реализовать свои творческие способности.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Из опыта работы…

Проект в средней группе

«Что нам осень принесла»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и  песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В.А.Сухомлинский

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Вид проекта:   познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени;  уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

  • учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • Активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья».

Развивающие:

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и  передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
  • развивать творческие и познавательные способности детей;

  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей;
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
  • стенд «Календарь осенних событий»;
  • коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев.

Возраст участников: дети 4-5 лет (средний возраст)

Сроки реализации проекта – краткосрочный – 1 месяц

Предполагаемый результат:

В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Актуальность темы:  Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира.  Но,  учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира.  Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е.  постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана на месяц, выбор форм работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы,  музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Фотоматериал для оформления слайд-шоу.
  • Украшение группы  по теме «Золотая осень».

2 этап. Выполнение проекта:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы

«Осень золотая»

«Что такое листопад»

Рассматривание альбома «Осень»

Наблюдения

  • деревья осенью
  • «Природа осенью»
  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за перелетными птицами

Речевое развитие

Чтение художественной литературы об осени

Пословицы, поговорки, загадки об осени

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;

М. Ходякова «Осень»;        

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

В. Митрович «Листопад, листопад».

  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,  «Белка готовится к зиме»

Творческое рассказывание детей по темам:

Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление      описательных рассказов.

Заучивание стихов и загадок.

Пальчиковые игры «Капуста», «Овощи», «Осенний букет», «Осенние листья»,  «Осень», «Дождик»

Речевые игры «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Осенние приметы», «Доскажи словечко»,  «Один – много», «Подбери действие».

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра  «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», «Парные картинки», «Какая сегодня погода», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки?»

Настольная игра

«Как зовут тебя деревце?»

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»

Трудовая деятельность:

  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян,  листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья», «Косынка для осени»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

«Корзина с грибами»

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится», «Осенний наряд березы»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня»

Пение:

«Ветер, ветер, ветерок» слова, музыка

«Осень» слова, музыка

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра:

«Узнай песенку»

Досуги, развлечения:

Викторина «Что мы знаем о растениях?»

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

«Что нам осень принесла»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Белкины запасы»,

«Вершки и корешки»,

«Вороны и собачка!»

Игры – соревнования

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

«Листопад»

«Грибы»

Дыхательная гимнастика

«Чей листок раньше улетит»

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Осень»

  • «Есть у каждого свой дом»
  • «Воробьи»

3 этап. Результаты:

  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом «Золотая осень».
  • Выставка творческих поделок на тему: «Волшебный сундучок» сделанных в совместной деятельности  родителей с детьми.
  • Презентация слайд-шоу «Осень».
  • Досуг «Что нам осень принесла».

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.

Литература

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
  2. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников.  Дошкольное воспитание № 3, 2003,  с.20-24.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.– М.: АРКТИ, 2006.
  4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002.
  5. Майер  А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Управление ДОУ. – 2008. № 6.Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление ДОУ.– 2007. № 1.

7. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь». – С-Пб., 2001.