Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»
консультация по теме

Коновалова Ирина Николаевна

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_novoe.docx28.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»

Цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Задачи:

- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

- познакомить с методикой их проведения;

- поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности;

- распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;

- познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы хотели бы провести с вами мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Начать нашу встречу хочется с игры. Предлагаем вам встать в круг. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, ИРИНА - ИНТЕРЕСНАЯ и т.д.

 Итак, мы можем начать работу нашего мастер-класса, предлагаем вам присесть.

На сегодняшний день ФГОС диктует нам новые условия, новые правила, акцент делается на всестороннее развитие ребенка и, конечно же, на применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», мы считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.                                                         

Сегодня мы с вами более подробно остановимся на технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни. И мы хотим поделиться опытом применения здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

1. А начнем мы с вами с точечной гимнастики «Будь здоров», которую с детьми можно использовать практически на всех занятиях. Данная гимнастика очень эффективна в период обострения заболеваемости у детей, тем более дети ее могут выполнять и самостоятельно дома.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ - это мягкое надавливание и поглаживание подушечками пальцев биологически активных зон – это повышает защитные свойства носа, глотки, гортани, бронхов. Это очень эффективно для профилактики простудных заболеваний в холодные сезоны.

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную — посильнее.

Сядьте поудобнее и начнем… (звучит спокойная релаксирующая музыка)

Точка

Область воздействия

Результат

1

Грудина

Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.

2

Область вилочковой железы

Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.

3

Под ушком, в области нижней челюсти

Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.

4

Шея за ухом

Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.

5

Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

6

Две симметричные области у основания крыльев носа

Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.

7

Парные зоны, расположенные в начале бровей

Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.

8

Точки на ушках, между раковиной и личиком

С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.

9

«Прищепки»- щиплем уши сверху вниз

Происходит общее укрепление всех органов.

10

«Чебурашка» - тянем уши вверх, вниз, в  стороны

Общее укрепление организма.

11

На кистях, между указательным и большим пальцами

Стимуляция работы мозга.

12

Точка между бровей (третий глаз)

Стимулирует умственную деятельность, работу мозга, укрепляет иммунитет.

13

Точка «крупинки», косточки на основании носа

Улучшается носовое дыхание, кровообращение.

14

Точка на подбородке от стресса и страха

Улучшается работа нервной системы и всего организма.

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки до последней. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения вам были неприятны, то необходимо снизить силу воздействия. Если вы испытываете болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

САМОМАССАЖ

Потешка «Кошкин дом» (использование деревянной ложки)

Тили-бом! тили-бом!                             стучат ложкой по спине

Загорелся кошкин дом                          хлопают в ложки, или в ладоши

Идет дым столбом!                               рисовать спирали по спине (дым)

Кошка выскочила!                       шлепают ладошками (ложками) по спине

Бежит курица с ведром                  бегают пальцы по спине (ложки стучат)

Заливает кошкин дом                            гладят по спине сверху вниз

А лошадка с фонарем                                    стучать по спине

А лошадка с помелом                                      гладят в стороны

Раз! Раз! Раз! Раз!              Хлопать в ладоши или стучать ложками по спине

И огонь погас!                                           Гладят по спине сверху вниз.

2. Следующим этапом нашего мастер класса будет кундалини-йога. Эта форма объединяет в себе несколько видов деятельности -   стретчинг, релаксацию и ритмопластику. Йога для детей очень похожа на игру, в которой дети изучают свое тело, превращаясь в животных, растения и предметы. Все упражнения рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.

(Звучит релаксирующая музыка.)

Упражнение «Ом» - руки сложены у сердечного центра, произносим «ом» и слушаем вибрацию всего тела.

1 упражнение  «Голова» - повороты головой вправо и влево, на вдох - вправо, на выдох - влево, используется брюшное дыхание.

2 упражнение «Езда на верблюде»- и.п. сидя, на вдох вытягиваем и открываем грудь вперед, на выдох - округляем спину, имитируя покачивание при езде на верблюде.

3 упражнение «Шторы» - акцент делаем только на выдохе, выполняется скрещивание рук перед собой.

4 упражнение  «Свеча» - дыхание спокойное, руки сложены ладошка к ладошке над головой, ладошки открываются, имитируя горение свечи.

5 упражнение «Свеча сзади» - руки сложены ладошка к ладошке за спиной.

6 упражнение  «Стрела» - руки тянутся вперед ладошка к ладошке, имитируя полет стрелы.

7 упражнение  «Орел» - руки в стороны одна ладошка смотрит вверх, другая -  вниз, руки меняем по очереди.

8 упражнение  «Дерево» - и.п. – стоя на одной ноге, вторая прижата к другой ноге, руки на вдох прижимаем ладошка к ладошке над головой, на выдох - открываем, движения повторяются несколько раз.

9 упражнение «Водопад» - завершающее, на вдох руки поднимаем вверх, на выдох - опускаем вниз, имитируя падающий водопад. После выполнения упражнений рекомендуется спокойно посидеть и послушать свое дыхание, отгоняя посторонние мысли, как проходящие облака.

3. А теперь предлагаем вам плавно перейти к следующему этапу нашего мастер-класса. И мы остановимся на дыхательной гимнастике

Несомненно, вы все в своей образовательной деятельности используете какие-то дыхательные упражнения. Но сегодня мы хотим познакомить вас с  нетрадиционными формами дыхательной гимнастики.

Правильное носовое дыхание способствует  тренировке  дыхательной мускулатуры, улучшает местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию аденоидов, предохраняет  от переохлаждения,  улучшает носовое дыхание; ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей; улучшает состояние сердечно сосудистой системы; улучшает зрение, память; ликвидирует различные неврозы; улучшает работу органов пищеварения; укрепляет сосуды на ногах; улучшает звучание голоса.

При разработке данного комплекса дыхательной гимнастики нужно учитывать:

- эффективность каждого упражнения для оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Итак, начнем… для начала сделаем глубокий вдох и глубокий выдох.

1 упражнение «Дышим разными ноздрями» - вдох через правую выдох через левую ноздрю, по очереди закрываем то одну, то другую ноздрю пальцем.

2 упражнение «Дыхание огня» - быстро дышим носом, при этом используем брюшное дыхание йогов.

3 упражнение  «Кошечки» - руки перед грудью, как лапки кошечки, вдох через рот, выдох через нос, нюхаем мяско, рыбку, молочко.

4 упражнение  «Насос» - вдох через нос, выдох через рот, имитируем накачивание колес.

5 упражнение «Шарики» - на вдох поднимаем руки вверх, на выдох опускаем вниз на звук «с».

6 упражнение  «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в  разные  стороны  коров; показать  ребенку, что  необходимо  вдохнуть  через  нос  и  резко  выдохнуть  в  дудочку.

7 упражнение «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

8 упражнение  «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

9 упражнение «Пушка» - на вдох поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание, накапливая весь негатив, который в вас скопился, на выдох опускаем руки на слог «пух», освобождаясь от всего негатива.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые мы применяем или будем применять в своей практике. А теперь хочется на память о нашей встрече подарить вам буклеты, которые будут служить подсказкой в работе.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% - то, что мы слышим;

50% -то, что мы видим;

90% - то, что мы делаем.

Вносите в вашу образовательную деятельность больше действий, творите, выдумывайте и вас и ваших воспитанников всегда будет ждать только успех.

Всем удачи!

Детский массаж

В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т.д. Родителей волнует только основной вопрос — накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то всегда найдете время на любимое чадо. Помимо умственного развития ребенка, очень важно развивать его физически. Во все времена, превыше денег и прочих ценностей, ставилось здоровье. Тем более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее. Гимнастика и массаж оказывают положительное влияние на детей.

Самомассаж ушных раковин для детей

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Такой вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук

При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети  дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Научить ребёнка  выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки    

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                        

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…                              

Вниз до мочек добежали.  

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  

И к макушкам вновь придём.

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)